Физическое развитие ребенка его нарушения. Нарушения физического развития у детей. Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития

24.01.2024 Волосы

  • Размер: 422.5 Кб
  • Количество слайдов: 65

Описание презентации СЕМИОТИКА нарушений физического развития детей разного возраста по слайдам

По определению ВОЗ, здоровье — — физическое, психическое и социальное благополучие

Основополагающи е е критерии пп ри комплексной оценке состояния здоровья ребенка Наличие или отсутствие хронических (в том числе врожденных) болезней Функциональное состояние органов и систем Резистентность и реактивность организма Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития

Под термином «физическое развитие ребенка» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства

Наиболее стабильный показатель физического развития – – длина тела (рост). Масса тела в отличие от длины более изменчивый признак, в связи с этим массу тела сопоставляют с д лл иной тела. Окружность груди и головы – – третий обязательный признак оценки физического развития.

Другие показатели у у глубленн ойой оценк ии морфофункционального состояния организма Соматометрические — — длина туловища, рост сидя, длина руки, ноги, ширина плеч, таза; окружность плеча, бедра, голени, живота и др. Соматоскопические — — форма грудной клетки, стоп, осанка, состояние жироотложения, мускулатура, половое созревание Функциональные — — жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила, ударный объем левого желудочка и др.

При оценке физического развития в настоящее время принято верифицировать биологический возраст или биологическую зрелость, оценивая который у детей принимают во внимание соматоскопические и соматометрические данные, сроки появления точек окостенения, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и их количество, наличие и выраженность признаков полового созревания.

Ведущие показатели биологического развития детей младшего школьного возраста – число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение – длина тела и развитие зубной системы.

При рождении здоровый доношенный новорожденный имеет: : Длину тела от 46 до 56 см (в среднем 50, 7 см у мальчиков и 50, 2 см у девочек) Массу тела 2700 -4000 г (в среднем 3300 -3500 г) Окружность головы 34 -36 смсм Окружность груди 32 -34 смсм

Антропометрические показатели новорожденного ребенка являются достаточно устойчивыми, генетические факторы в этом возрасте сказываются незначительно. Поэтому, даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствует о неблагополучии в состоянии новорожденного. В наиболее тяжелых случаях, особенно когда страдает не только масса, но и длина плода, приходится говорить о задержке развития плода, что нередко сочетается с различными пороками развития.

Эта задержка может быть как симметричной, т. е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжелом поражении, так и асимметричной. При асимметричной задержке, если п рр еваева лл ирует длина тела, можно говорить о внутриутробной гипотрофии. Избыток массы чаще характерен для отечного синдрома или для ожирения, например у детей, родившихся от матерей с сахарным диабетом.

Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. У детей первого года жизни ежемесячное увеличение длины тела: : в первом квартале — — 3 см во втором – 2, 5 см в третьем – 1 , 5 -2 см в четвертом – 1 см Общая прибавка за 1 год составляет 25 см. Можно пользоваться также следующей формулой: ребенок 6 мес. . имеет длину тела 66 см, на каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2, 5 см, на каждый месяц после 6 прибавляется по 1, 5 см.

Масса тела — — отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной систем, жировой клетчатки. В отличие от длины тела масса тела является довольно лобильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин – как эндо-, так и экзогенного характера. Сразу после рождения масса тела ребенка начинает несколько уменьшаться, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль массы тела, которая к 3 -5 дню жизни должна составлять приблизительно 5 -6%, восстановление массы тела должно произойти к 7 -10 дню жизни.

Эти изменения массы тела обусловлены механизмами адаптации новорожденного. После восстановления масса тела неуклонно начинает увеличиваться, причем скорость ее нарастания на первом году тем выше, чем меньше возраст

Ряд. Ряд формул д д ля ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни ММ асса тела (м. т.) может быть определена как сумма: мм. . тт. . при рождении плюс 800 г г хх nn , где nn — число мес. . в в течение первого полугодия, а 800800 г – средняя ежемесячная прибавка м. . тт. . в течение первого полугодия. Для второго полугодия жизни м. . тт. . равна: м. . тт. . при рождении полюс прибавки м. . тт. . за первое полугодие (800 х х 6) плюс 400 г х (nn -6) – за второе полугодие, где nn – – возраст в месяцах, а 400400 г – средняя ежемесячная прибавка м. . тт. . за второе полугодие. . ММ. . тт. . ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г. Но эта формула не учитывает индивидуальные колебания массы тела при рождении, поэтому менее достоверна.

Основное правило при оценке нарастания массы тела: доношенные дети, родившиеся с нормальной массой тела, восстанавливают ее уже на второй неделе удваивают к 4 -6 месяцам утраивают к 1 году

Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом врачебного контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). После рождения голова растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы можно оценить по следующим формулам: Для детей до 1 года: окружность головы при рождении плюс 1, 5 см хх n n за первое полугодие и окружность головы плюс 0, 5 х х nn за второе полугодие. Окружность головы 6 месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц отнимаем по 1, 5 см, на каждый последующий – прибавить по 0, 5 см или в среднем на 1 см в месяц.

Окружность груди — — является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. . При рождении окружность груди, примерно на 2 см меньше окружности головы, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы, приблизительно к 4 месяцам эти окружности сравниваются, после этого окружность груди неуклонно увеличивается по сравнению с окружностью головы.

Формул ы ды д ля ориентировочной оценки скорости развития грудной клетки: : Для детей до 1 года ежемесячная прибавка в первом полугодии составляет 2 см, во втором полугодии – 0, 5 см. Окружность грудной клетки 6 месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно вычесть 2 см, а на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0, 5 см.

Для детей от 2 до 11 5 лет длину тела можно рассчитать по формуле: длина тела в 8 лет – 130 см, на каждый недостающий год вычесть 7 см, на каждый превышающий -прибавить 5 см. Масса тела для детей от 2 до 12 лет: в 5 лет масса тела 19 кг, на каждый недостающий год вычитают 2 кг, а на каждый последующий прибавляют 3 кг.

Окружность головы. В 5 лет – 50 см, на каждый недостающий год вычитают 1 см, а на каждый последующий прибавляют 0, 6 см. Окружность груди в возрасте от 2 до 15 лет: до 10 лет 63 см минус 1, 5 см (10 — nn) где nn – число лет ребенка моложе 10 лет, старше 10 лет – 63 + 3 см (nn -10).

На физическое развитие детей влияют генетические и экзогенные факторы. Влияние наследственности сказывается в основном после двух лет жизни, причем выделяют два периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима, это возраст от 2 до 9 лет и от 14 до 18 лет. В этом возрасте распределение массы тела относительно длины тела может существенно различаться в связи с выраженными конституционными особенностями телосложения.

Экзогенные факторы, в свою очередь можно разделить на внутриутробные и постнатальные. Внутриутробные факторы -состояние здоровья родителей, их возраст, экологическая обстановка, в которой живут родители, профессиональные вредности, течение беременности и др. Постнатальные факторы – факторы, которые оказывают воздействие на физическое развитие ребенка в процессе его жизни: это условия питания, воспитания, заболевания, которые переносит ребенок, социальные условия. Так, умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы тела, но на длину тела, как правило не влияет. Более длительное качественное и количественное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микронутриентов приводят реже не только к дефициту массы тела, но и к низкорослости с изменением пропорций тела.

Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Однако физическая подвижность должна быть адекватной возрасту ребенка. Например, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. На физическое развитие детей оказывают влияние не только правильно проведенное бодрствование, но и сон, так как именно во сне осуществляются все основные метаболические изменения, определяющие рост детского скелета (и гормон роста выделяется именно во время сна).

У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаток положительных, а также избыток отрицательных эмоций влияет на физическое состояние, и могут стать одной из причин нарушений роста. Климато-географические условия относятся к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Например, отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить созревание детей.

В постнатальный период большое значение имеет эндокринная регуляция роста. Гормонами, способствующими росту, являются соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы и инсулин. . Гормон роста стимулирует хондрогенез, в то время как тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Влияние СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2 -3 лет и особенно велик оо в период с 7 до 10 лет. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периодах. Тироксин стимулирует остеогенную активность и усиление созревания костей. Андрогены, действующие в препубертатном и пубертатном периодах, усиливают развитие мышечной ткани, эндохондральное окостенение и хондропластический рост кости. Действие андрогенов как стимуляторов роста является кратковременным.

На протяжении детства интенсивность роста детей неодинакова. Фаза интенсивного роста и первичного увеличения массы тела продолжается до 4 летнего возраста. Наиболее выражено увеличение массы тела. Нормально питающиеся дети приобретают округлые формы. Первая фаза бурного роста (вытягивание) – – возраст от 5 до 8 лет. Масса тела увеличивается пропорционально, но отстает от показателей длины тела. Вторая фаза — — прибавление массы тела – – возраст от 9 до 13 лет. Масса тела увеличивается быстрее, чем длина тела. Вторая фаза бурного роста – между 13 и 16 годами. Рост прекращается у девушек около 17 лет, у юношей – в 19 лет.

Изменения длины тела с возрастом характеризуется разной степенью удлинения различных сегментов тела. Так высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища -–в 3 раза, а длина нижних конечностей – в 5 раз. Наиболее динамичны изменения двух сегментов – верхней части лица и длины ноги. Скорость роста имеет выраженный краниокаудальный градиент, при котором нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голень быстрее бедра, это сказывается на пропорциях тела. В практике нередко используются различные индексы пропорциональности развития.

Наибольшее распространение получило определение соотношений между верхним и нижним сегментами тела (индекс Чулицкой IIII).). Кроме изменения соотношений между длинниками тела, возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами (например- окружностью груди и длиной тела – индекс Эрисмана) –) – Индекс Чулицколй II (окружность плеча, голени бедра и длина тела). Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка. При использовании различных индексов существенно уточняется представление о степени гармоничности телосложения ребенка.

В практической работе физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. . В настоящее время для этой цели используется центильный метод, который прост в работе, так как при использования центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Двумерные центильные шкалы «длина тела – масса тела» , «длина тела – окружность груди» , в которых рассчитываются масса тела и окружность груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития. Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, т. е. попадают в 25 -75 -ю центили. При дисгармоничном физическом развитии эти показатели отстают от должных (10 -25 – 10 -3) или превышают их (75 -90 – 90 -97) вследствие повышенного жироотложения.

В настоящее время все шире используется комплексная схема оценки физического развития детей. В ней участвуют как биологический уровень, так морфофункциональное состояние организма. Физическое развитие детей оценивается в такой последовательности: вначале определяют соответствие календарного возраста уровню биологического развития, который отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находятся в средневозрастных пределах (М 11). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорению (акселерации) темпов биологического развития.

Затем оценивают антропометрические и функциональные показатели. Для оценки первых используют центильный метод и и функциональные показатели, как уже отмечалось, сравнивают с возрастными стандартами. Функциональные показатели у детей с гармоничным развитием находятся в пределах от М 11 до М 22 или больше. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием эти показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Также для оценки антропометрических показателей используют соматограммы.

Современные антропометрические показатели у молодых людей в период завершения роста значительно выше, чем они были 100 лет назад. Этот процесс, получивший название акселерации и наблюдающийся на протяжении последних 100 лет, коснулся преимущественно молодых групп населения в развитых и благополучных странах. Акселерация наиболее выражена у городских детей и среди более обеспеченных слоев населения. Известные причины акселерации заключаются в хорошем ии более полноценном питании, в разнообразном наборе раздражителей (спорт, путешествия, средства коммуникации), а также в снижении частоты инфекционных заболеваний, задерживающих развитие ребенка.

Акселерация рассматривается как результат сложного взаимодействия экэк зо- и эндогенных факторов: : изменение генотипа из-за большой миграции населения и появления смешанных браков, изменившихся характер аа питания, клинических условий, научно-техническ огоого прогресс аа и его влияни яя на экологию. Акселерация отмечена во всех возрастных группах, начиная с внутриутробного. ЗЗ а последние 40 -50 лет — — длина тела новорожденных увеличилась на 1 -2 см, детей 2 года – на 4 -5 см. Средний рост 15 летних детей за 100 лет стал больше на 20 см. Происходит также и более быстрое развитие мышечной силы, ускорился срок биологического созревания. .

Различают гармоничный и дисгармоничный тип акселерации. К первому относят детей, у которых и антропометрические показатели и биологическая зрелость выше показателей для данной возрастной группы. Ко второму относят детей, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиления роста в длину.

Но если ранее процесс акселерации рассматривался только как положительное явление, то в последние годы появляются сведения о более частой диспропорции развития у таких детей отдельных систем организма, особенно нейроэндокринной, сердечно-сосудистой. По свидетельству многочисленных публикаций, в настоящее время процесс акселерации в экономически развитых странах замедляется. Нет основания полагать, что в будущем ожидается значительное снижение возраста полового созревания, а также увеличение длины тела выше установившейся в течение тысячелетий нормы среднего роста.

Если говорить об оценке показателей длины тела, то низкий рост – это рост ниже средних, для данного возраста величин более 22 , или ниже третьего процентиля, что соответствует отклонению от них на 10%. Карликовый рост: показатели роста ниже средних на 3 и соответственно ниже 0, 5 процентиля. Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 1 -3 , или оказываются выше 97 -го процентиля. Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 3 . .

Около 3%3% детей и юношей относятся к категории низкорослых. Большинство из них соматически вполне здоровы. Они могут обнаруживать психическую ранимость, когда дело касается их низкого роста. Низкий рост может быть обусловлен семейными, конституционными факторами, когда оба родителя или хотя бы один из них имеют низкий рост. Конституцион альаль ный карликовый рост всегда связан с особой патологией генов или хромосом независимо от того, удается это подтвердить научными методами или нет.

Причин ы ы патологической низкорослости: Первичный низкий рост с малой массой тела при рождении Вторичный низкий рост из-за нарушений обмена веществ (включая патологию желез внутренней секреции), которые проявляются лишь после рождения Нарушения роста, связанные преимущественно с развитием длинных трубчатых костей

Две. Две основные группы нн изкорослост и: и: Пропорциональный низкий рост при общем замедленном развитии. Возрастные физиологические пропорции при этом сохраняются (отношение размеров головы к туловищу, конечностям). У новорожденного соотношение длины головы и туловища соответствует 1: 4, в возрасте 6 лет – 1: 5, к 12 годам – 1: 7, у взрослых – 1: 8. Диспропорциональный низкий рост обычно бывает при изолированных нарушениях в наиболее активных зонах роста. Нормальные соотношения между размерами головы, туловища и конечностей нарушаются.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Конституцион альаль ный (семейный) низниз кий рост. В данную группу входят здоровые дети здоровых родителей, рост которых ниже средних величин. Такие дети остаются ниже своих сверстников. Масса и длина тела при рождении могут быть нормальным и, и, окостенение скелета (появление ядер окостенения) происходит в обычные сроки. Уровень гормона роста в крови бывает нормальным.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Первоначальная низкорослость. Частота явления определяется распространенностью низкорослости в предыдущих поколениях и преимущественными браками между лицами низкого роста. Ее признаками уже при рождении служат низкие показатели массы и длины тела. Ребенок рождается со всеми признаками зрелости, беременность обычно имеет нормальную продолжительность. Пропорции тела у детей соблюдены, оссификация скелета и психическое развитие, а также пубертатный период протекают нормально, что позволяет исключить патологию обменных процессов.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Алиментарная низкорослость. Причины алиментарной низкорослости заключаются либо в неполноценном питании, либо в нарушении усвояемости питательных веществ. . Наиболее неблагоприятно влияет нехватка белков. Такие дети особенно восприимчивы к инфекционным заболеваниям.

Следстви я я количественного и качественного недостаточного питания Анорексия при тяжелых психических или физических нарушениях. Сахарный диабет, трудно поддающийся компенсации и регулированию. Синдром Мориа кк аа (сахарный диабет, низкорослость, гепатомегалия, застой в системе воротной вены, ожирение, хроническая ацетонурия, гиперхолестеринемия). Несахарный диабет. Низкий рост является следствием нарушения обмена веществ в связи с недостатком антидиуретического гормона (адиуретин). Одновременно почти всегда бывает поражение передней доли гипофиза (гормон роста) и лили гг ипоипо таламуса (вегетативные центры). .

Следстви я я количественного и качественного недостаточного питания Недостаточное питание при беспризорности, запущенности детей, как проявление тяжелого госпитализма (не только в детских домах, но и в некоторых семьях), при квашиоркоре, связанном с хронической нехваткой белков в пище. Частая рвота на почве психогенных нарушений или в результате анатомических аномалий (стеноз пищевода или 12 -перстной кишки, грыжа диафрагмы, болезнь Гиршпрунга, ЯБЯБ желудка и 12 -перстной кишки). Нарушения пищеварения (мальдигестия) , в том числе при муковисцидозе и других заболеваниях. Нарушение всасывания (мальабсорбция) , частичная или полная после обширной резекции тонкой кишки, прпр и и болезни Крона, целиакии и т. д.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Низкорослость при трех последних группах причин объединена в понятие низкорослость интестинального происхождения. . Низкий рост, обусловленный гипоксией. . Встречается при хронических заболеваниях легких и дыхательных путей, болезнях сердца, хронических тяжелых анемиях (дети привлекают внимание бледностью и постоянным цианозом либо цианозом при движении). Они страдают одышкой, имеют хронический кашель, пальцы в виде барабанных палочек.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Низкий рост при нарушении полового созревания: : гипог оо надотропный гипогонадизм, позднее половое созревание адипозогенитальная дистрофия Фрелиха овариальная дисгенезия (синдром Шерешевского-Тернера)

Низкий рост на почве церебральной и гормональной патологии. . Церебральные причины: : медленно растущие опухоли мозга остаточные явления стволового энцефалита, туберкулез ного менингоэнцефалита и нейросифилиса микроц ее фалия, гидроц ее фалия алкогольная эмбриопатия

Гормональная патология Гипофизарная низкорослость вызванная гипофункцией передней доли гипофиза прежде всего недостаточностью СТГ, причем очень значительной (рост начинает замедляться с 2 летнего возраста, к концу школьного возраста формируется карликовый рост) Гипопиту ии таризм (б(б — нь Симмондса) – снижение всех функций гипофиза Гипот ии реоз. Важные признаки — — струма, микседема, замедленное окостенение скелета, слабоумие Адреналовая низкорослость (дисфункция коры надпочечников, с — м Кушинга, адреногенитальный сс — м, длительная кортикостероидная терапия)

Низкий диспропорциональный рост Хондродистрофия (ахондроплазия, хондродисплазия). Преимущественно наследственная патология хрящевых клеток, проявляется нарушением роста длинных трубчатых костей и основания черепа. Несовершенный остеогенез. В основе заболевания лежит наследственная неполноценность остеобластов, ведущая к повышенной ломкости костей при минимальных поводах и укорочению конечностей именно из-за многократных переломов.

Низкий диспропорциональный рост Мукополисахаридозы. . Пороки развития позвоночника. Характерно уменьшение размеров туловища при нормальной длине конечностей. Витамин Д – – рр езистентные формы рахита (рахитоподобные заболевания). . Наследственная гипофосфатазия (синдром Ратбана). Цистиноз (болезнь Абдергальдена-Фанкони). Рахитическое изменение костей и низкий рост.

Высокий рост Высокий первоначальный рост. Как правило, бывает семейная предрасположенность к высокому росту. Во многих предыдущих поколениях отмечается значительное число высокорослых людей, как в случаях примордиальной низкорослости. Арахнодактилия (синдром Марфана) – – наследственная (аутосомно-доминантная) распространенная мезодермальная дисплазия: высокий рост, тонкие длинные кости, выраженная картина лептосомной астении, длинные кисти и стопы, часто деформация грудной клетки, общая мышечная гипотония. Нередко эктопия хрусталика и расширение аорты.

Высокий рост Гипофизарный гигантизм (эозинофильная аденома передней доли гипофиза у детей). У взрослых акромегалия. У детей высокий рост и стройное телосложение. Высокий рост при раннем половом созревании (раннее половое созревание является сильным стимулом к росту, но это временно, а затем рост прекращается). Хромосомные аберрации. Синдром Клайнфелтера (ХХУ – хромосомопатия) с первичным недоразвитием яичек. Синдром Хеллера-Нельсона. Синдром ХУУ, ХХХХУ.

Отклонение в увеличении м. . тт. . Гипотрофия — — сниженная масса тела. Эйтрофия – состояние, при котором нарастание массы тела и увеличение длины тела не выходят за пределы физиологических соотношений (т. е. это состояние нормального питания). Дистрофия – состояние у детей, масса тела которых на 15 -20% ниже нормальной. Они привлекают внимание худоба, тонкими конечностями, слабым развитием мышц и подкожно-жировой клетчатки. Атрофия – состояние ребенка, масса тела которого на 30 % ниже средних показателей или ниже 3 процентиля.

Конституционные факторы Недоношенность, новорожденные с внутриутробной дистрофией (имеют значение и другие моменты – эмбриопатии, хромосомные аномалии). . Астеническое телосложение. (дети при этом, как правило, здоровы.).) Синдром Марфана. . Прогрессирующая липодистрофия.

Экзогенные факторы Неправильное низкокалорийное питание. . Неправильный уход. . Тяжелые (подострые и хронические) инфекции.

Поражения, связанные с нарушением обменных процессов Злокачественные опухоли. . ДЦДЦ ПП спастического типа. . Цирроз печени. . Нефроз (преимущественно нефрозонефрит). . Продолжительная цитостатическая терапия. . Хроническая почечная недостаточность. . Галактоземия.

Хронические нарушения пищеварения Муковисцидоз, целиакия, с индром мальабсорбции, панкреатическая недостаточность при хроническом панкреатите, гепатит, врожденная недостаточность липазы, синдром Швахмана – экзокринная недостаточность поджелудочной железы, сопровождающаяся нейтропенией, тромбоцитопенией и низким ростом. . Мальабсорбция вследствие аллергии к коровьему молоку или белкам сои. .

Хронические нарушения пищеварения Нарушение всасывания моносахаридов, дисахаридов. . Врожденная недостаточность энтерокиназы. . Нарушение всасывания триптофана (синдром Хартнупа). . Энтеропатический акродерматит (нарушение усвоения цинка). .

Избыточная масса тела Избыточной следует считать массу тела (с учетом длины тела) на 15%15% превышающую средние показатели, что превышает 97 перценти льль. . При ожирении масса тела превышает средние показатели для данного возраста на 25% и больше. .

Причины избыточной массы тела Конституциональные факторы. Неразумное высококалорийное питание (избыток белков, углеводов, жиров и жидкости). Неблагоприятные психич есес кие и социальные условия, которые наиболее сильно влияют на детей в состоянии депрессии, а также на безропотных и безвольных детей со слабым самосо знанием, и на слабоумных. Церебральные заболевания. Диэнцефальное или диэнцефально-гипофизарное ожирение, адипозогенитальная дистрофия.

Причины избыточной массы тела Эндокринные нарушения: гипотиреоз, гиперк оо ртицизм, синдром Кушинга. Первичные нарушения обмена веществ: гликогеноз II типа, синдром Мориа кк а а (сахарный диабет). Ожирение при других синдромах: ПП икик викский синдром; синдром Прадера-Вилли; синдром Альстрема-Хальгрена (ожирение + слепота + дистрофия сетчатки) снижена толерантность к глюкозе с развитием сахарного диабета, тугоухость из-за поражения внутреннего уха.

Каждому из родителей хочется видеть своего малыша умным, красивым, жизнерадостным, а главное, здоровым. Вот только одного желания родителей здесь недостаточно. К сожалению, статистика последних лет говорит о том, что на свет нередко появляются детишки с нарушениями физического развития. Почему это происходит, как определить, имеется ли у ребенка нарушение физического развития, и что делать родителям? На все эти вопросы ответим в данной статье.

Прежде всего, скажем, что говорить о нарушении физического развития можно лишь в том случае, если врачи проведи ряд диагностических мероприятий и поставили соответствующий диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные умозаключения, основываясь на поведении крохи, но не сравнивая его с другими детьми.

Классификация нарушений физического развития

Отклонения в физическом развитии малыша могут быть обусловлены различными неблагоприятными факторами, которые в общем смысле можно разделить на два вида:

  • Эндогенные – нарушения, вызванные генетическими причинами, а также внутренние воздействия.
  • Экзогенные – нарушения, спровоцированные воздействием внешней среды.

Кроме того, все патологические факторы, которые могут воздействовать на ребенка, медики привычно делят на 3 группы:

  • Пренатальные – факторы, действующие на зародыш или же на плод во время развития в материнской утробе.
  • Натальные – факторы, действующие в период родовой деятельности.
  • Постантальные – факторы, действующие на кроху после появления на свет.

Причины нарушения физического развития у малышей в пренатальном периоде

1. Различные наследственные патологии. Сюда можно отнести муковисцидоз (дефект фермента поджелудочной железы), галактоземию (нарушение усвоения галактозы) и миопатию (нарушение обменных процессов в мышцах). Кроме того, к наследственным заболеваниям относят нарушения слухового и зрительного анализатора, ринолалию и другие патологии.

2. Хромосомные нарушения. К ним относят синдром «кошачьего крика» или болезнь Дауна.

3. Генетические патологии. Это такие заболевания, как тирозиноз или фенилкетонурия.

4. Нарушения питания зародыша или плода. Данные нарушения возникают в том случае, когда беременная женщина питается неправильно, т.е. хаотично, несбалансированно и нерационально. Зародышу или плоду в этом случае не достает питательных веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов и минералов).

5. Инфекционные заболевания беременной. Сюда стоит включить: сифилис и микоплазмоз, токсоплазмоз и различные вирусные поражения (грипп, гепатит, герпес или цитомегалию).

6. Интоксикации организма. Этот патологический процесс вызван химическим воздействием на организм вследствие курения или алкоголизма будущей мамочки, употребления наркотических веществ, длительного приема медикаментов или радиоактивного облучения.

7. Температурное воздействие на беременную женщину, в частности, ее сильное переохлаждение или перегрев.

8. Психические либо соматические заболевания будущей мамы. Сюда можно отнести патологии сердца, гипертонию, радикулит или сахарный диабет.

9. Несовместимость групп крови или резус-факторов у матери и малыша.

10. Механические травмы зародыша и плода в утробе матери из-за внешнего воздействия (падения, удары в живот).

Кстати, имеется взаимосвязь между временем воздействия негативного фактора и возникающими последствиями. Доказано, чем раньше повреждается эмбрион в процессе внутриутробного развития, тем тяжелее оказываются последствия.

Факторы, которые угрожают развитию малыша в натальный период

1. Стремительные или наоборот, затяжные роды. Действие этих факторов грозит ребенку асфиксией, т.е. кислородным голоданием.

2. Травмы, полученные новорожденным в процессе родовой деятельности.

3. Инфекции, полученные новорожденным в процессе родоразрешения.

Причины нарушения развития после появления на свет

В этот период на малыша негативным образом влияют и биологические и социальные факторы.

К биологическим факторам относятся:

1. Травмы.

2. Различные инфекции (менингит и скарлатина, грипп и корь, отит, полиомиелит, энцефалит и другие).

3. Нарушения питания ребенка.

4. Интоксикации организма (курение, алкоголизм или наркомания кормящей грудью матери, передозировка антибиотиков, радиоактивное воздействие).

К социальным факторам относятся:

1. Неблагополучные условия проживания ребенка.

2. Психологические травмы.

3. Тяжелые переживания малыша вследствие неблагоприятной обстановки дома или в детском учреждении (детский сад, школа), сопровождающиеся постоянными стрессами.

4. Недостаточность речевого общения с малышом.

5. Подражания неправильной речи.

6. Педагогическая запущенность.

Виды нарушений физического развития у детей

А теперь рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся нарушений физического развития в детском возрасте

Гипотрофия и паратрофия

Масса тела – один из самых нестабильных показателей у детишек младшего возраста. Отклонения в одну из сторон на 10% не должно пугать родителей. Такая проблема легко устраняется коррекцией питания, которую назначает педиатр. Когда же процент отклонения гораздо больший, да к тому же прогрессирует с ростом малыша, крохе ставится диагноз «гипотрофия» либо «паратрофия», то есть недостаток веса или ожирение.

Для определения этих показателей часто используется индекс Кетле. Высчитывается он сразу после появления ребенка на свет и свидетельствует о питания плода внутри утробы матери. Индекс Кетле представляет собой отношение массы тела (г) к росту малыша (см) при рождении. В норме данная величина варьируется в пределах 60–70 единиц. Превышение данного показателя будет свидетельствовать о внутриутробном ожирении, а занижение скажет о недостатке веса у плода.

Для детишек первого года жизни применяют индекс Чулицкой или индекс упитанности. Для его вычисления к 3 окружностям плеч (см) прибавляют окружность бедер (см), а также окружность голени (см), после чего отнимают рост (см). Нормальным показателем в этом случае является 20–25 единиц.

Детишкам с гипотрофией специалисты назначают диетотерапию, проводят симптоматическое лечение, с назначением поливитаминов и недостающих ферментов, а также находят причину, вызвавшую гипотрофию (в том числе и инфекционную), и принимают меры по ее устранению.

Однако наибольшую опасность для ребенка представляет детское ожирение. Оно может развиться в любое время, но чаще настигает детишек в возрасте 5–7 лет, а также в пубертатный период. Опасность этого состояния в том, что у ребенка появляются заболевания, характерные исключительно для взрослых: сахарный диабет, остеоартрит, высокое давление или повышенный уровень холестерина. Более того, ожирение в детском возрасте грозит плоскостопием, проблемами позвоночника, а во взрослой жизни – бесплодием и ранней смертностью.

Детишками с такими проблемами должны заниматься врачи совместно с родителями. Малышам с ожирением необходима коррекция питания, подвижный образ жизни, а в случае нарушения выработки ферментов – прием лекарственных средств.

Гигантизм

Данное заболевание у детей возникает из-за нарушения работы эндокринной системы, в частности, по причине аденомы гипофиза. В результате этого нарушения начинает усиленно вырабатываться соматотропный гормон. Это приводит к чрезмерному росту костей и серьезному превышению роста ребенка в сравнении с нормальными показателями. Кроме того у малыша с таким заболеванием увеличивается нос, губы, надбровные дуги, а сами черты лица приобретают грубые очертания. Первые симптомы развития гигантизма становятся заметны через 5–7 лет после начала развития недуга.

Кроме внешних проявлений у таких детей диагностируются частые головные боли, апноэ, ухудшение памяти, патологическое увеличение селезенки и наличие диффузного зоба.

Неудивительно, что лица с таким заболеванием, как в детстве, так и во взрослой жизни, испытывают массу проблем, начиная от отсутствия подходящей обуви, до развития заболеваний опорно-двигательной системы. Длительность жизни таких больных также существенно ниже средних показателей.

Для борьбы с этой проблемой используются консервативное, хирургическое, лучевое, а также комбинирование лечение. Все они направлены на стабилизацию уровня соматотропного гормона. При отсутствии эффекта от лечения препаратами и лучевой терапии, ребенку может быть назначена операция для удаления опухоли гипофиза. Для минимальной травматизации проводится такая операция трансназально, т.е через нос.

Нанизм

В противоположность гигантизму у детей может наблюдаться такое нарушение физического развития, как нанизм. Причины этой патологии могут быть самыми разными:

  • эндокринные (дефицит гормонов: соматотропина, половых гормонов, инсулина или гормонов «щитовидки», а также повышенный синтез глюкокортикоидов).
  • соматические, т.е. не связанные с гормональной системой (хроническая анемия или гипоксия, патологии печени, почек и костной системы, нарушение всасывания питательных веществ, а также болезнь Дауна).

Родители с детства замечают развитие у ребенка нанизма, ведь рост малыша не дотягивает до нормальных возрастных показателей, лицо крохи становится кукольным, а голос – высоким.

Учитывая, что в большинстве случаев к нанизму приводит недостаточная выработка гормона соматотропина, юному пациенту назначают гормонотерапию, которую проводят до приемлемого роста. Лечение может варьироваться в зависимости от причин, вызвавших нанизм.

Рахит

Эта проблема у ребенка связана с дефицитом витамина D, в результате чего в организме происходит нарушение минерального обмена. Чаще всего с таким заболеванием сталкиваются детишки первого года жизни, причем в большинстве своем недоношенные малыши или «искусственники».

Если своевременно не начать лечение, у крохи могут образоваться заметные невооруженным глазом деформации скелета, а именно, выпуклый лоб, горб на спине, «лягушачий живот» и искривленные ноги.

Для борьбы с этим заболеванием ребенку назначается витамин D. Причем, назначать витамин должен специалист, ведь слишком малая доза не даст необходимого эффекта, а слишком большая спровоцирует гипервитаминоз. Кроме того, больному назначают препараты кальция и фосфора, а также диетотерапию. Наконец, учитывая, что витамин D человек получает под воздействием ультрафиолета, каждому ребенку с данной проблемой назначаются ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Гидроцефалия

Это заболевание нередко называют «водянкой головного мозга», а все потому, что болезнь представляет собой скопление спинномозговой жидкости в головном мозге. Данная проблема может обнаружиться в первые дни жизни, а может появиться позже, в любом возрасте.

Гидроцефалию у ребенка можно заметить невооруженным глазом. Окружность головы у такого малыша значительно превышает нормальные параметры, да к тому же прирастает ежемесячно на 1,5 см. У ребенка большой лоб, выпирающий родничок, малыш часто срыгивает, страдает от косоглазия, нарушения зрения и слуха.

Лечение в этом случае достаточно сложное и направлено на понижение выработки ликвора. Для этого могут применяться медикаментозные препараты или оперативное вмешательство. Хирургическое вмешательство является более действенным способом лечения, ведь с его помощью достигается снижение внутричерепного давления и активизируется ликворосорбция.

Микроцефалия

Это неизлечимое заболевание характеризуется патологическим уменьшением размеров головного мозга и малой окружностью черепа при нормальных параметрах тела. Микроцефалия может быть врожденной, при которой заболевание диагностируют сразу после рождения, или приобретенной, а значит, появившейся в первый год жизни ребенка.

Заболевание может иметь наследственную природу, а также развиться в результате инфекции, перенесенной будущей мамочкой в первом триместре беременности. Кроме того, микроцефалия может появиться из-за нарушения обменных процессов.

Ребенка с таким пороком легко распознать по внешним признакам. У него узкий лоб и большие уши, выступающий нос, а также выпуклые надбровные дуги. Детям с микроцефалией свойственна умственная недостаточность различной степени тяжести, у них развивается косоглазие, мучают судороги и нарушена координация движений.

Для облегчения стояния таких пациентов назначаются препараты, улучшающие функции тканей головного мозга, средства, снимающие повышенный тонус мышц, успокоительные и противосудорожные медикаменты. Кроме того, облегчению симптоматики хорошо помогает нетрадиционное лечение.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич представляет собой комплекс двигательных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде. Чаще всего к заболеванию приводит гипоксия плода (недостаток кислорода), а также внутриутробные инфекции (вирус герпеса). Тем не менее, ДЦП может развиться вследствие генетических причин, травм головного мозга внутри утробы, а также из-за токсического поражения мозга.

У ребенка с таким заболеванием наблюдается укорочение конечности на стороне поражения, сколиоз и искривление тазовых костей. Суставы такого ребенка характеризуются тугоподвижностью и ограничением объема движений. К тому же ребенка часто одолевают судороги, он страдает от нарушения глотания, проблем с речью и слухом. Нередко у таких больных наблюдается задержка умственного развития.

Реабилитация детишек с ДЦП включает работу педагогов и врачей. Малыши от 1 года до 3 лет посещают занятия, где обучаются говорить, выполнять повседневные действия, учатся самообслуживанию и взаимодействию со сверстниками. Кроме того, посредством специальных устройств ребенку помогают развить правильные моторные навыки, тренируют артикуляцию и зрительную функцию. А еще каждому ребенку с ДЦП назначают курсы массажа и лечебную физкультуру.

Профилактика нарушений физического развития у малыша

Чтобы не допустить отклонений в развитии младенца, беременная женщина должна помнить, что отказ от посещения врача, попытки лечиться самостоятельно, а также голодание, нерациональное и неправильное питание, самым негативным образом отражаются на внутриутробном развитии малыша и могут привести к его гибели. Женщина должна консультироваться с акушером-гинекологом при любом недомогании и не принимать препаратов без назначения специалиста. Кроме того, еще перед зачатием ребенка будущей мамочке следует вылечить хронические и острые заболевания, которые также могут отразиться на состоянии здоровья малыша.

С появлением ребенка на свет женщина должна регулярно посещать педиатра, который проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, окружность головы и груди, а также взвешивает кроху. Кроме того, специалист осматривает ребенка, оценивая его физическое состояние. После этого делается заключение о состоянии ребенка. Все это необходимо для своевременного выявления отклонений и предотвращения нарушения физического развития.

Берегите своих детей!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РФ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Карцева Т.В., Дерягина Л.П.,

Тимофеева Е.П.

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2008

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ.

Дерягина Людмила Петровна - к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Рецензенты:

Щедрина Анна Григорьевна – д.м.н., профессор кафедры восстановительной медицины НГМУ.

Лопушинский Алексей Болиславович – доцент, заведующий методическим кабинетом НГМУ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

I ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..2

II ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Закономерности физического развития детей………………………………..2

2. Факторы, определяющие рост…………………………………………………4

3. Изменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей …………………………………………………..….……..8

4.Методы определения физического развития……………………….………..10

5. Соматоскопия…………………..

6. Методика антропометрических исследований………………….………….12

6. Оценка физического развития детей…………………………….…………..17

7. Оценка уровня биологической зрелости…………………………………….20

III ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Формирование пола………………………………………………….……….41

2. Гормональная регуляция………………………………………………….….43

3. Половое развитие мальчиков………………………………………….……..44

4. Половое развитие девочек…………………………………………..….…….47

5. Методика исследования полового развития…………………………...……50

6. Оценка полового развития……………………………………………….…..54

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…….70

V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….70

Предисловие

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.

Учебно-методическое пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия». Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью настоящего учебно-методического пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки физического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения физического развития и их своевременной коррекции.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального физического развития детей клиническим и антропометрическим методами, определения особенностей телосложения, биологической зрелости детей различного возраста, выявления своевременности появления вторичных половых признаков.

Студенты будут:

1-й уровень – ЗНАТЬ:

    Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

    Законы увеличения роста и массы детей в различные периоды детства.

    Пропорции тела.

    Сроки полового созревания.

    Признаки нарушения физического развития и факторы, их вызывающие.

    Семиотику нарушений физического развития.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

    Роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка.

    Значение антропометрических измерений в оценке индивидуального физического развития.

    Основные закономерности роста и развития детей.

    Причины нарушений физического развития детей.

3-й уровень – УМЕТЬ:

    Выполнять методику соматоскопии и антропометрии.

    Оценить индивидуальное физическое развитие ребенка по ориентировочной карте, разработанной на кафедре, клиническим и антропометрическим методами, по эмпирическим формулам, центильным методом, методом сигмальных отклонений.

    Оценивать тип телосложения, тип конституции.

    Оценивать биологическую зрелость.

    Оценивать своевременность появления вторичных половых признаков.

В этой статье:

Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

Что собой представляет задержка физического развития?

О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических
показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

Причины задержки физического развития

На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

  • педагогическая запущенность;
  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные
с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды,
патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

Как определить, что ребенок отстает в развитии?

Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

Специалисты
определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

  • легким;
  • умеренным;
  • тяжелым.

Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

Особенности диагностики задержки физического развития

Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.

Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие
промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

Лечение задержки физического развития

Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

Если основная причина задержки физического развития - это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная
терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

Каких последствий опасаться?

Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны
проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

Когда стоит думать о госпитализации?

О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

Основная цель госпитализации - научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

О прогнозах

Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

Если причина задержки - заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.

Прежде чем говорить об основных причинах нарушения развития организма у детей, важно разобраться с ключевыми понятиями, связанными с этой, к сожалению, часто встречающейся в наши дни проблемой. Под нарушением развития в медицине понимают любые отклонения от нормы, которые могут возникнуть как в младенчестве, так и в процессе взросления ребенка. При нормальном развитии ребенка биологические и психические функции его организма на различных этапах взросления соответствуют предусмотренным специалистами нормативам. Ребенок растет без задержки в развитии, как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Это означает, что малыш вовремя начинает ходить, разговаривать, а также быстро учиться писать, читать, и овладевает всеми первостепенными навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной жизни. Существует достаточно причин нарушения развития организма. По результатам исследований мальчики более подвержены нарушениям физического развития, чем девочки. Однако при правильном подходе со временем ребенок начинает развиваться, как следует. Во избежание более серьезных последствий при подозрении на наличие нарушений физического развития у ребенка, родители должны немедленно обратиться к врачу.

Физическое состояние -- интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка. Оценка основных антропометрических данных методом индексов физического развития

Индексами называют различные численные соотношения между отдельными антропометрическими признаками (двумя, тремя и более признаками).

Массо-ростовой индекс (Кетле 1) применяется в периоде новорожденности и отражает питание ребенка во внутриутробный период. Вычисляется как отношение массы тела (гр) при рождении к его длине (см). При нормотрофии величина индекса составляет 60-70.

паратрофия ожирение гигантизм нанизм

Снижение этого показателя свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Индекс Чулицкой (упитанности) - применяется у детей первого года жизни и отражает питание ребенка в этот период. Вычисляется по формуле:

три окружности плеча (см) + окружность бедра (см)+ окружность голени (см) - рост (см).

При нормотрофии величина индекса составляет 20-25; при гипотрофии - она снижается.

Индекс Эрисмана - применяется во все периоды детства и отражает особенности телосложения (степень развития грудной клетки).

Вычисляется по формуле: окружность груди (см) - полурост (см).

На первом году жизни значение индекса составляет 10- 13 см.

Индексы пропорциональности (длина ноги к высоте верхнего лица и др.)

Гипотрофия расстройство питания, характеризующееся различной степенью дефицита массы тела.

При гипотрофии I степени толщина подкожной клетчатки снижается на всех участках тела, кроме лица. В первую очередь истончается на животе. Дефицит массы составляет 11-20 %

При гипотрофии II степени потеря массы тела составляет 25-30 %. Ребёнок отстает в росте и нервно-психическом развитии. Подкожный слой сохраняется только на лице, особенно истончен он на животе и конечностях

При гипотрофии III степени потеря массы тела составляет более 30 %. Внешне -- крайняя степень истощения, кожные покровы бледно-серого цвета, полностью отсутствует подкожный жировой слой

Паратрофия -- хроническое расстройство питания у ребенка с массой, близкой к нормальной по его возрасту и длине тела.

Этиология

Основной причиной развития паратрофии является неправильное кормление ребенка с нарушением рационального соотношения между основными пищевыми ингредиентами и перекормом углеводами (избыточное количество сладких соков, чая, несколько прикормов из каш в день, злоупотребление бананами, печеньем, использование при приготовлении адаптированных смесей большего количества сухого порошка, чем положено), белками (большое количество цельного коровьего молока, творога, и др.). Способствуют развитию паратрофии лимфатико-гипопластическая и экссудативно-катаральная аномалии конституции, частые инфекционные заболевания, анемии.

С преобладанием массы тела над ростом.

С избыточными массой тела и ростом.

С нормальными массой тела и ростом.

Гипостатура -- это одинаковое отставание роста и массы тела у детей первого года жизни в сравнении со средними нормативными показателями соответствующего возраста.

Длина тела при гипостатуре меньше нормативных данных на 5-10 см (у старших лиц -- на 15-20 см). При этом фактическая масса тела хотя и меньше средних показателей, тем не менее, отвечает росту ребенка.

Причиной гипостатуры чаще всего является недостаточное количество белка и витаминов, начиная с внутриутробного периода и на первом году жизни.

Ожирение -- это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессирование течения осложняется нарушением различных функций и систем организма.

Детское ожирение - это проблема, которая беспокоит врачей и ученых всего мира. Они проводят многочисленные исследования для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. С каждым годом количество детей с избыточным весом значительно увеличивается, что представляет угрозу для подрастающего поколения. Ожирение у детей может развиться в любое время, но чаще всего пик развития приходится на 5-7 лет, а также период полового созревания.

В чем опасность детского ожирения?

В зависимости от массы ребенка выделяют 4 степени ожирения. Первая характеризуется превышением массы от нормы примерно на 15-25%. При второй степени превышение составляет от 26 до 50%. Третья стадия начинается от 51%. Четвертая стадия ожирения - это превышение допустимой нормы более чем на 100%.

Зачастую детское ожирение сопровождается рядом заболеваний, которые ранее считались сугубо взрослыми. У подростков может наблюдаться высокий уровень холестерина, остеоартрит, повышенное давление, диабет. Избыточный вес негативно сказывается на здоровье с возрастом. У девочек возможны в будущем проблемы с зачатием и вынашиванием ребенка. Врачи утверждают, что детское ожирение через 10-15 лет грозит бесплодием, заболеваниями позвоночника и суставов, пищеварительного тракта, варикозным расширением вен, сексуальными расстройствами. Могут быть и другие смертельно опасные осложнения - инсульт, инфаркт миокарда, почечная недостаточность.

Ученые дают печальный прогноз: подростки и дети, страдающие ожирением, не доживут до 60 лет. Статистика показала, что тучные люди живут в среднем на девять лет меньше, чем люди, имеющие нормальный вес. Ожирение может стать одной из главных причин смерти, многие медики считают ожирение даже более опасным, чем курение. Поэтому лечить детское ожирение нужно обязательно.

Главные причины детского ожирения

Избыточный вес у детей связан со многими факторами. Главная причина - это неправильная культура питания. Для ребенка очень опасна пища, содержащая большое количество жиров, а именно такую предлагают всевозможные фастфуды. У любителей сендвичей и выпечки суточная калорийность питания увеличивается до 30%, а при этом энергия почти не расходуется.

Вторая причина ожирения у детей - малоподвижный образ жизни. Гиподинамия - это понятие, которое все чаще встречается в медицине. Отсутствие физических нагрузок, сокращения мышц, ограничение двигательной активности влечет за собой нарушение обмена веществ, уменьшение кровоснабжения тканей, снижение тонуса сосудов. Развитие технического прогресса негативно сказывается на увлечениях детей. Компьютер и телевизор вытесняет активные игры во дворе.

Третьей причиной является генетическая предрасположенность к дефекту обмена веществ. Например, нарушение баланса ферментов липогенеза и липолиза в сторону повышения первых. Кроме того, причиной тучности детей может быть строение и особенность распределения жировой клетчатки, которая также передается по наследству. К наследственному ожирению относятся синдромы Барде-Бидля, Альстрема.

Гигантизм и акромегалия - это два родственных заболевания (точнее, одно заболевание, две возрастных вариации), которые возникают в результате нарушения работы эндокринной системы. Течение болезни хроническое, вызывается аденомой гипофиза, впервые проявляется в подростковом или раннем детском возрасте. При заболевании возникают изменения в органах, которые сводятся к их гиперплазии и истиной гипертрофии, как правило, связано это с разрастанием мезенхимальных тканей. Отмечается разрастание стромы и паренхимы всех органов, легких, печени, сердца, поджелудочной железы, селезенки и кишечника. С развитием заболевания происходят склеротические изменения органов, параллельно развивается их недостаточность. Во всех органах повышается риск развития опухолей, как доброкачественных, так и злокачественных. Гигантизм - это заболевание, проявляющееся в детском возрасте, характеризуется заболевание чрезмерным ростом костей, значительно превышающим физиологические нормы. Увеличиваются органы и мягкие ткани. У подростков после определенного момента происходит окостенение хрящевых тканей и дальнейший рост костей становится невозможен, развивается акромегалия. Тело продолжает расти, но уже не в высоту, а в ширину, растут преимущественно мягкие ткани, масса внутренних органов увеличивается, происходят соответствующие нарушения метаболизма. Акромегалия -- прогрессирующее увеличение размеров кистей, стоп, нижней челюсти, грудной клетки, внутренних органов вследствие чрезмерной секреции СТГ. Развивается по завершении окостенения эпифизарных хрящей. У детей (до завершения остеогенеза) развивается гипофизарный гигантизм.

Этиология

  • * Продуцирующая СТГ аденома гипофиза
  • * Часто аденома вызывает разрушение турецкого седла, что и наблюдают на рентгенограмме черепа в боковой проекции; в других случаях для визуализации опухоли используют КТ или МРТ; иногда опухоль не визуализируется
  • * Гистология: как правило, ацидофильные аденомы
  • * Иммуноцитохимия: соматотрофные клетки
  • * Наследуемые и семейные формы:
  • * соматотрофинома (* 102200, ген SMTN, Ilql3, R): сочетание акромегалии и гигантизма с acanthosis nigricans, галактореей
  • * Розенталя-Клопфера синдром (*102100, R): сочетание акромегалии и гигантизма с пахидермией складчатой (мощные складки кожи шеи и затылка)
  • * Акромегалоидного лица синдром (* 102150,R): утолщённые губы, веки, брови и складки слизистых оболочек, большой нос картошкой
  • * Мутации гена SMTN(l Iql3): развиваются соматотрофинома и последующая акромегалия
  • * Синдром Сотоса(17550, спорадические случаи): умеренная неврологическая и психическая симптоматика, ускоренный рост с чертами акромегалии, высокое содержание в крови валина, лейцина и изолейцина
  • * Гигантизм вследствие избыточной секреции соматолиберина (139190, 20qll.2, ген GHRF, R).

Клиническая картина

Избыточная секреция СТГ вызывает изменения в костях, мягких тканях, сказывается на метаболизме

  • * У детей и подростков избыточная секреция СТГ стимулирует линейный рост длинных трубчатых костей (гипофизарный гигантизм). Скорость роста превышает физиологические границы, однако он сравнительно пропорционален
  • * Рост мягких тканей и непропорциональное увеличение костей у взрослых вызывают отклонения, изменяющие внешность больного: увеличение кистей и стоп (особенно кончиков пальцев), огрубение черт лица, толстые кожные складки, лобные и носогубные морщины, увеличение носа и нижней челюсти, прогнатизм, появление промежутков между зубами
  • * Органомегалии (увеличение сердца, лёгких, печени, селезёнки, почек), утолщение кожи и интерстициальный отёк с опуханием и уплотнением мягких тканей
  • * Туннельные синдромы; особенно часто развивается синдром запястного канала
  • * Остеоартроз (поражаются как периферические суставы, так и позвоночник, проявляется крепитацией, на ранних стадиях -- гипермобильностью, на поздних -- ограничением движений в суставах)
  • * Поражение мышц (проксимальная мышечная слабость, судороги)
  • * Синдром Рейно (25%).

Лабораторные исследования

  • * Снижение толерантности к глюкозе, клинически выраженный диабет наблюдают у 10% больных
  • * Гиперфосфатемия вызвана увеличением канальцевой реабсорбции фосфатов (эффект СТГ)
  • * Гиперкальциурия
  • * Исследование синовиальной жидкости не выявляет признаков воспаления (концентрация лейкоцитов
  • * КФК сыворотки крови не изменена.

Рентгенологическое исследование

  • * Рентгенография черепа
  • * повышенная пневматизация придаточных пазух носа
  • * утолщение кортикального слоя костей свода черепа
  • * турецкое седло: расширение и углубление гипофизарной ямки
  • * Рентгенография суставов
  • * сужение суставной щели
  • * кистозные изменения эпифизов с формированием остеофитов
  • * клочкообртность дистальных фаланг
  • * штриховые тени
  • * следы отложения пирофосфата кальция в тканях сустава
  • * Рентгенография позвоночника
  • * расширение тел позвонков
  • * оссификация связок позвоночника.

Специальные исследования

  • * Электромиография -- без патологии
  • * Офтальмологическое исследование: сужение полей зрения.

Диагноз определяют клинические проявления. Изменения содержания СТГ и/или соматомедина С в крови подтверждают диагноз.

  • * Содержание СТГ определяют утром (в постели)
  • * Уровень выше 10 нг/мл свидетельствует в пользу акромегалии
  • * У здоровых людей через 1-2 ч после приёма 100 г глюкозы содержание СТГ становится ниже 5 нг/мл. У больных с акромегалией этого не происходит, но возможно парадоксальное повышение СТГ. Если базальный уровень СТГ значительно повышен (например, более 30-50 нг/мл), как это часто наблюдают при акромегалии, тест подавления секреции СТГ глюкозой не проводят.
  • * Соматомедин С. Содержание часто повышено у больных акромегалией с нормальным или пограничным уровнем СТГ.
  • * Транссфеноидальная резекция аденомы
  • * Различные виды внешнего облучения -- рентгенотерапия, телегамматерапия гипоталамо-гипофизарной области, облучение гипофиза протонным пучком -- очень медленно снижают уровень СТГ; возможно отсутствие эффекта в течение 3-10 лет от начала лечения, в некоторых случаях нормализации вообще не происходит
  • * Большие дозы эстрогенов (изолированно или в сочетании с андрогенами) снижают секрецию СТГ
  • * Бромокриптин в начальной дозе 2,5 мг 4 р/сут перед едой с -постепенным увеличением (средняя суточная доза 20-30 мг) -при галакторее, в качестве предоперационной подготовки и после лучевой терапии
  • * Октреотид по 0,05-1 мг п/к 2-3 р/сут
  • * при отсутствии эффекта или невозможности проведения операции, лучевой терапии или применения бромокриптина
  • * В перспективе -- препараты соматостатина длительного действия
  • * НПВС -- при поражении суставов. Противопоказания. Бромокриптин противопоказан при эссенциальном и семейном треморе, хорее Хантингтона, тяжёлой форме артериальной гипертёнзии, эндогенных психозах, повышенной чувствительности к алкалоидам спорыньи.

Меры предосторожности

  • * Следует соблюдать осторожность при назначении бромокриптина водителям транспорта, при язве желудка
  • * Следует соблюдать особую осторожность при назначении октреоти-да при сахарном диабете, нарушении фунrций почек, холелитиазе.

Лекарственное взаимодействие

  • * Бромокриптин несовместим с алкалоидами спорыньи, алкоголем
  • * Блокаторы дофаминовых рецепторов (например, производные фенотиазина) ослабляют эффекты бромокриптина
  • * Эритромицин повышает концентрацию бромокриптина в плазме крови
  • * Октреотид изменяет эффекты пероральных противодиабетических средств, глюкагона, инсулина.

Нанизм (nanismus; греч. nanos карлик; синоним: дварфизм, карликовость, наносомия, микросомия) -- патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью (ниже 130 см у мужчин и ниже 120 см у женщин). Нанизм -- проявление и один из симптомов генетически обусловленных нарушений роста, а также нарушений роста при ряде эндокринных и неэндокринных заболеваний. Наиболее частыми причинами гипофизарного Н. обычно являются генетически обусловленные нарушения. Помимо генетически обусловленных форм Н., выделяют церебральный Н., связанный с нарушением центральной регуляции роста в результате врожденных или приобретенных поражений головного мозга, и примордиальный Н., обусловленный нарушением эмбрионального развития.

Симптомы гипофизарного нанизма

Задержка роста выявляется в первые месяцы жизни ребенка, реже - в период полового созревания. Тело сохраняет пропорции, свойственные детскому возрасту.

Отмечаются отставание дифференцировки и окостенения скелета от возраста, задержка смены зубов. Кожа сухая, бледная, морщинистая; слабое развитие подкожной жировой клетчатки, иногда избыточное отложение жира на груди, животе, бедрах. Мышечная система у таких больных развита заметно слабее.

При нанизме отмечается снижение выработки половых гормонов (гипогонадизм), что проявляется в виде недостаточности полового развития. У мужчин, страдающих данным заболеванием, половые железы и половой член уменьшены по сравнению с возрастными нормами, мошонка недоразвита, наблюдается отсутствие вторичных половых признаков. У женщин гипогонадизм проявляется в виде отсутствия менструации, недоразвития молочных желез и вторичных половых признаков.

Умственное развитие нормальное. При неврологическом обследовании могут быть выявлены признаки поражения нервной системы.

Для больных характерно уменьшение размеров внутренних органов, нередки гипотензия (снижение артериального давления), брадикардия (учащение сердцебиения). Возможны явления вторичного гипотиреоза.

Причины гипофизарного нанизма (карликовости)

Большинство форм гипофизарного нанизма относится к генетическим заболеваниям. Большую группу больных составляют больные с различными видами патологий центральной нервной системы, возникшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. В основе патологии лежит недоразвитие, киста, атрофия или отсутствие гипофиза. Нанизм может быть также вызван травматическим повреждением гипоталамо-гипофизарной области, что часто возникает при многоплодной беременности. Немаловажную роль в развитии заболевания играет роль инфекционные и токсические повреждения (внутриутробные вирусные инфекции, туберкулез, сифилис, малярия, заболевания в раннем возрасте, менингоэнцефалит, сепсис), которые могут повреждать сам гипофиз, гипоталамус.

Дополнительными факторами, усугубляющими нарушение физического развития при нанизме, могут быть неполноценное, несбалансированное питание и неблагоприятные условия внешней среды, а также хронические заболевания (гломерулонефрит, цирроз печени и др.)

Существует несколько типов гипофизарного нанизма, в число которых входит и пропорциональная карликовость.

Лечение гипофизарного нанизма

С целью стимуляции роста применяют прерывистые курсы лечения анаболическими стероидами.

Больным с клиническими проявлениями гипотиреоза назначают соответствующие препараты для лечения данного заболевания.

Для стимуляции полового развития после закрытия зон роста назначают половые гормоны.

Больным показана диета с увеличенным содержанием белков, витаминов.

Прогноз гипофизарного нанизма

Прогноз заболевания зависит от причин и динамики его основной причины. При генетическом гипофизарном нанизме своевременное лечение значительно улучшает прогноз жизни и трудоспособности больного. Они нередко могут выполнять любую работу, не связанную с физическим и значительным нервно-психическим напряжением.

В тех случаях, когда трудоспособность больных ограничена, то они становятся инвалидами III группы. При очень малом росте и крайней физической слабости устанавливают инвалидность II группы.