Физкультурно оздоровительные мероприятия пожилых людей. Методические рекомендации по организации физкультурно – оздоровительной работы для людей пожилого возраста. Особенности организации и проведения физкультурно–оздоровительных занятий с лицами зрелого

20.02.2024 Стиль и мода

10271 0

Особое значение для человека во второй половине его жизни приобретает физическая культура, когда адаптация системы кровообращения постепенно снижается. Двигательная активность большинства людей среднего и старшего возраста значительно понижена. Физическая культура в этом случае может явиться важным фактором предупреждения различных нарушений и отклонений функции сердечнососудистой системы. Речь идет не только о взаимоотношении мышечной деятельности и функции сердечно-сосудистой системы, но и о всестороннем влиянии физической культуры и спортивных упражнений на весь организм, на повышение его адаптационной способности к требованиям жизни.

Известно, что развитие приспособительных процессов в большей мере обеспечивается в условиях движения, физической тренировки: при регулярных и длительных занятиях физическими упражнениями повышается устойчивость здорового человека к различным неблагоприятным факторам внеигней среды (гипоксемии, перегреванию и охлаждению, перегрузкам и др.).

Занятия физическими упражнениями с лицами среднего и старшего возраста должны решать следующие задачи:
— оказывать тонизирующее воздействие на нервную систему;
— постоянно стимулировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— улучшать процессы обмена веществ;
— укреплять мышечную систему, сохранять и улучшать подвижность в суставах;
— поддерживать полноценность жизненно важных двигательных навыков и умений.

Повышение двигательной активности должно способствовать замедлению процессов инволюции в организме, уменьшению степени их выраженности.

При организации занятий с людьми среднего и старшего возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и состояние здоровья. Исходя из медицинских показаний и возраста, каждому занимающемуся рекомендуется индивидуальный двигательный режим, включающий гигиеническую гимнастику, прогулки, ходьбу, бег и многое другое.

Режим дня не может быть одинаковым для всех людей, без различия возраста, профессии, состояния здоровья. Однако есть общие гигиенические требования, одинаковые для лиц любого возраста: а) правильное сочетание умственного и физического труда; б) занятия физической культурой; в) регулярное и правильное питание; г) чередование труда и отдыха.

Двигательный режим. Отдельные двигательные режимы, которые могут быть рекомендованы лицам среднего и старшего возраста, различаются по основной направленности, объему используемых нагрузок и выбору средств физической культуры, условиям проведения занятий. Их условно подразделяют на 4 группы.

Реабилитационный двигательный режим, предусматривающий использование средств, направленных на восстановление здоровья после перенесенного заболевания, травмы, хирургического вмешательства, осуществляется в отделениях восстановительного лечения поликлиник, стационаров, санаториев или реабилитационных центров.

Режим общей физической подготовки, направленный на разностороннее развитие физиологических функций и восстановление нарушенных качеств и умений, осуществляется в группах здоровья.

Тренировочный режим, осуществляемый в группах оздоровительного бега, плавания или индивидуальных занятий бегом, проводится по определенной системе, предусматривающей постепенное и рациональное наращивание нагрузок в целях повышения функциональных возможностей организма.

Режим поддержания спортивного долголетия направлен на возможно более длительное сохранение спортивной работоспособности ветеранами спорта благодаря систематической тренировке в конкретном виде спорта и при отсутствии противопоказаний к участию в массовых спортивных мероприятиях.

Гигиеническая гимнастика

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными, исключать статическую нагрузку мышц, вызывающую сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки.

При составлении комплекса упражнений следует знать ряд положений.

Медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения.
. Упражнения типа подтягивания углубляют дыхание, увеличивают подвижность грудной клетки, позвоночника, укрепляют мышцы плечевого пояса, корригируют осанку.
. Поднимание рук, отведение их в стороны и назад, медленные вращения в плечевых суставах, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и другие подобные движения увеличивают подвижность суставов и укрепляют мышцы рук.
. Упражнения для стоп и ног способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.
. Приседания укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетонизирующее влияние.
. Ходьба при медленном, глубоком дыхании способствует расслаблению и восстановлению функций организма.
. Рывковъте и маховые движения рук развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению объема движений.
. Наклоны туловища вперед укрепляют мышцы спины, увеличивают подвижность позвоночника; эти упражнения хорошо сочетаются с глубоким энергичным дыханием.
. Прогибание и другие упражнения для мышц спины способствуют увеличению подвижности позвоночника.
. Выпады с движением рук и туловища хорошо укрепляют мышцы ног, оказывают тренирующее влияние.
. Силовые упражнения для рук увеличивают выносливость и силу мышц.
. Повороты, наклоны, вращения туловища способствуют подвижности позвоночника и укрепляют мышцы туловища.
. Поднимание прямых ног в исходном положении лежа на спине укрепляют мышцы брюшного пресса.
. Бег, прыжки тренируют сердечно-сосудистую систему", повышают ее выносливость.
. Ходьба в конце занятия способствует равномерному снижению физической нагрузки, восстановлению дыхания, отдыху.

Существует такая форма занятий физической культурой, как группы здоровья, в которых под руководством специалиста проводятся занятия в гимнастических залах, лечебном бассейне, парках. Вместе с тем оценка всей совокупности возрастных изменений в старшем возрасте позволяет выделить некоторые методические рекомендации.

Любые групповые занятия пожилых людей — гимнастика, ходьба па лыжах, плавание, игры (волейбол и др.) — должны проходить отдельно от молодежи.

Организация, подбор средств, интенсивность, плотность занятий должны быть иными, чем в молодом возрасте.

Учитывая длительность восстановительного периода (отдыха) после занятий, индивидуальные тренировки, групповые занятия необходимо проводить не более 2—3 раз в неделю.

На эффективность и полезность физической нагрузки при выполнении физических упражнений влияют: а) сознательность действий, интерес, активность; б) исходное положение; в) многосторонность и разнообразие упражнений; г) постепенное нарастание трудности; д) количество повторений и темп исполнения; е) амплитуда (размах) движений; ж) продолжительность занятой и дробность физической нагрузки.

Епифанов В.А.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Задачи и средства оздоровительной физической культуры в пожилом возрасте

1.2 Средства оздоровительной физической культуры для лиц пожилого возраста

2. Формы и методы организации занятий оздоровительной физической культурой лиц пожилого возраста

2.1 Формы организации занятий

2.2 Методы организации занятий

Заключение

Введение

Развитие человека неразрывно связано с его двигательной активностью, формирование человеческого организма происходило в постоянном движении. Природа предусмотрела для всех живых существ, и для человека в том числе, необходимость поддержания и развития физических способностей. В случае недостатка физической активности снижается иммунитет, а также возникают заболевания органов дыхания и кровообращения.

На сегодняшний день человеку нет необходимости регулярно бегать и прыгать, сегодня люди, по большей части, ведут малоподвижный образ жизни, поэтому очень большое значение в современных условиях приобретают занятия физической культурой. Занятия физкультурой имеют значение во всех периодах жизни человека - в детстве и юности они помогают правильному развитию организма, во взрослом возрасте позволяют поддержать здоровье организма и повысить работоспособность, а в пожилом возрасте помогают задерживать неблагоприятные возрастные изменения.

Люди пожилого возраста - это женщины от 55 до 75 лет и мужчины от 60 до 75 лет. После 75 лет следует старший возраст, границы этого возраста - от 75 до 90 лет. После достижения 90 лет люди считаются долгожителями.

Цель данной работы заключается в изучении значения оздоровительной физической культуры для пожилых людей.

Для достижения цели в работе решены следующие задачи:

1. рассмотрены основные задачи физической культуры для пожилых людей;

2. изучены основные средства физической культуры, применяемые в пожилом возрасте;

3. определены формы и методы организации занятий физической культурой для пожилых людей.

1. Задачи и средства оздоровительной физической культуры в пожилом возрасте

1.1 Основные задачи оздоровительной физической культуры

В пожилом возрасте организм человека стареет, в результате чего в системах и органах человеческого организма происходят необратимые функциональные изменения, снижается работоспособность, ухудшаются показатели отдельных физических качеств.

Главная социальная функция физического воспитания людей в пожилом возрасте - оздоровление. Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи физической культуры в пожилом возрасте:

1) способствовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья, снижая возрастные изменения, содействуя расширению функций организма и сохранению его работоспособности;

2) остановить ухудшение жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;

3) дополнить и углубить знания, необходимые для самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой.

Частные и дополнительные задачи определяются возрастом, характером трудовой деятельности, функциональным состоянием и приспособительными возможностями организма, уровнем физической подготовленности, индивидуальными склонностями и условиями быта.

1.2 Средства оздоровительной физической культуры для лиц пожилого возраста

Основные средства сохранения и восстановления функций двигательного аппарата в пожилом возрасте - гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Комплексы гимнастических упражнений, разработанные для пожилого возраста, воздействуют на ослабленные группы мышц, обеспечивают прогрессивные изменения в опорно-двигательном аппарате, поддерживают силовые качества и гибкость, восстанавливают координацию движений, поддерживают нормальную осанку. Для общего оздоровления и направленного воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную систему используются: дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие упражнения циклического характера, соответственно регламентированные по интенсивности и продолжительности нагрузки. Кроме того, целесообразно использование различных спортивных игр, которые не предполагают интенсивных нагрузок - бадминтон, городки, теннис.

Наиболее доступным и эффективным средством оздоровления для пожилых людей является дыхательная гимнастика, позволяющая улучшить дыхание при выполнении упражнений, провентилировать легкие и оказать помощь сердцу в его усиленной работе; совершенствовать дыхательный аппарат, поддержать его работоспособность; научить правильному дыханию.

В пожилом возрасте некоторые люди продолжают занятия спортом, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований. Соревнования могут иметь место только при внимательном врачебном контроле и только в тех видах спорта, в которых можно гарантировать оздоровительный эффект, либо которые не относятся к высокоинтенсивным видам двигательной деятельности (стрелковый спорт, выездка в конном спорте).

Двигательная активность в режиме жизни людей пожилого возраста может не только не уменьшаться по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но и возрастать, хотя интенсивность двигательного режима снижается. С уходом на пенсию увеличивается время досуга, которое целесообразно посвятить регулярным занятиям физкультурой, увеличивается возможность использования полезных природных факторов (таких, как свежий воздух) и соблюдения индивидуального режима занятий, отдыха, сна, питания и других специальных гигиенических условий.

2. Формы и методы организации занятий оздоровительной физической культурой лиц пожилого возраста

2.1 Формы организации занятий

Физическое воспитание людей пожилого возраста может производиться в двух основных формах организации занятий: коллективные занятия, которые предполагают занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, туристические походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Занятия оздоровительной физической культурой, которые проводятся в так называемых «группах здоровья» и секциях общей физической подготовки, основаны на комплексном применении различных физических упражнений. Такие занятия проводят круглый год в течение многих лет, при этом структура и содержание занятий частично меняются в зависимости от возраста занимающихся и других условий. В процессе старения организма нагрузки перестают увеличиваться, но иногда меняют форму, сохраняя стабилизирующую функцию. Количество вес нового материала для освоения уменьшается. Продолжительность первого периода занятий составляет 3-6 месяцев, задачи этого периода - создать условия для постепенного повышения функциональных возможностей организма, улучшить общее самочувствие, восстановить утраченные двигательные навыки, необходимые для дальнейших занятий. В последующие периоды занятия оздоровительной физкультурой обеспечивается развитие основных физических качеств, формирование и совершенствование необходимых двигательных навыков.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями состоят из: утренней гигиенической гимнастики, аэробных упражнений циклического характера умеренной интенсивности, которые не вызывают резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег), различных игр по упрощенным правилам, спортивных упражнений с ограничением тренировочных нагрузок.

Человек, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья, должен знать правила организации занятия, понимать сущность его составляющих, их назначение.

2.2 Методы организации занятий

Занятия в «группах здоровья» и секциях общей физической подготовки основаны на комплексе различных физических упражнений. Они проводятся круглогодично на течение многих лет с частичным изменением средств, в зависимости от возраста и других условий. По мере старения организма нагрузки перестают возрастать и меняются по форме, сохраняя стабилизирующую направленность. Количество нового материала для усвоения уменьшается. Начальный этап занятий длится 3-6 месяцев, основные задачи на этом этапе - обеспечение постепенного повышения функциональных возможностей вегетативных систем и двигательного аппарата, слабо функционировавших, улучшение общего самочувствия, восстановление утраченных двигательных навыков, необходимых для последующих занятий. Впоследствии обеспечивается развитие основных физических качеств, формирование и совершенствование необходимых двигательных навыков.

При конкретизации заданий и регулировании нагрузок очень важен принцип доступности и индивидуализации. Если нет уверенности, что заданная степень нагрузки соответствует возможностям организма, следует уменьшать ее при первых же симптомах утомления. В пределах отдельных занятий можно постепенно увеличивать нагрузки, главным образом за счет их объема. С осторожностью применяются скоростные, силовые упражнения и упражнения с резким изменением положения тела (кувырки, перевороты).

Локальные упражнения, которые не имеют значения для противодействия возрастной инволюции опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, выполняют ежедневно. К ним относятся: упражнения с небольшими отягощениями для основных групп мышц, которые не связаны со значительной нагрузкой на вегетативные органы (упражнения для рук и ног с резиновым амортизатором, гантелями), упражнения в растягивании и расслаблении мышц, упражнения на «осанку» и дыхательные упражнения.

Особое внимание необходимо уделять таким упражнениям, которые замедляют старческие изменения, происходящие в области позвоночного столба (старческий кифоз). Регулярные упражнения в растягивании не противопоказаны, если они применяются осторожно, с предварительным разогреванием, постепенным увеличением амплитуды движений.

Возрастным особенностям людей пожилого возраста при выполнении циклических упражнений наиболее соответствуют нагрузки умеренной интенсивности. Специальная тренировка в упражнениях максимальной и субмаксимальной мощности (например, в беге на короткие и средние дистанции) в этом возрасте, как правило, нецелесообразна. Резкое увеличение интенсивности нагрузки может привести к сердечной недостаточности и другим негативным явлениям.

При продолжительной ходьбе, часто используемой на начальных этапах занятий, нагрузка дозируется исходя из следующих примерных норм: скорость ее на первом этапе от 4-6 км/час до 6-7 км/час. Длительность для практически здоровых людей - 70-100 минут. Для людей с незначительными отклонениями функционального характера или с начальными формами заболеваний - 60-80 минут. Для имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья - 30-60 минут.

Дальность пеших туристских походов в пожилом возрасте - от 10 до 25 км, велосипедных -30-50 км. Средняя скорость передвижения - 4-5 км в час.

Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Продолжительность подготовительной и заключительной части занятия увеличивается пропорционально возрасту занимающихся. После выполнения основных упражнений необходим достаточный отдых (активный и пассивный), желательно выполнение дыхательных упражнений и упражнений в расслаблении.

Общая динамика нагрузки в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Основная нагрузка при этом приходится на середину или вторую треть основной части занятия. Моторная плотность, которая представляет собой отношение времени, затраченного на двигательную активность, к общей продолжительности занятия, в данном случае имеет достаточно широкие пределы. Наиболее значительной она может быть в занятиях циклического характера, наименее значительной - в занятиях комплексного характера.

Волнообразные физические нагрузки существенно изменяют состояние практически всех систем организма занимающихся. Большую роль имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки, так как реакции каждого организма полностью индивидуальны.

При самоконтроле используют объективные и субъективные методы самоконтроля. Субъективные методы включают в себя: самонаблюдение и оценку общего самочувствия, сна, физической и умственной работоспособности, настроения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. Объективные методы состоят из: наблюдения за частотой сердечных сокращений и артериальным давлением, измерения массы тела, показателей уровня развития физических качеств.

Заключение

Занятия физической культурой для пожилых людей имеют свои характерные особенности. Эти особенности связаны с возрастными изменениями, которые происходят в сердечно-сосудистой системе, дыхательных органах, мышечном и костном аппарате и иных органах и системах организма. В связи со снижением работоспособности организма, физическая культура для лиц пожилого возраста носит, преимущественно, оздоровительный характер. Оздоровительный характер физической культуры для пожилых людей предполагает щадящие нагрузки, которые учитывают медленную скорость восстановления организма пожилых людей после нагрузок.

Основное предпочтение при проведении занятий физической культурой для пожилых людей отдается таким физическим упражнениям, которые предъявляют невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке. То есть, задачами физической культуры пожилых людей является повышение общей выносливости организма, гибкости, улучшение координации движений, а развитие силы и скорости, при этом, имеют второстепенное значение.

Несмотря на множество ограничений и противопоказаний к занятиям физкультурой в пожилом возрасте, физкультура для пожилых должна быть непременно. Наука доказала, что физическая культура, даже если занятия впервые были начаты в преклонном возрасте, все равно способствует снижению угрозы сердечно-сосудистых заболеваний и улучшает состояние иммунной системы.

Список использованной литературы

1. Биологические и социальные основы физической культуры: пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей / сост. В.А. Пасиченко, Д.Н. Давиденко. - Минск: БГТУ, 2011. - 66 с.

2. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культ. / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 352 с.

3. Карсаевская, Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. / Т.В. Карсаевская. - Ленинград, 2007. - 247с.

4. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии. / А.А. Маркосян. - М.: Просвещение, 2014, - 223 с.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 543 с.

6. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ.: в 2 т. 2 т.: Специализированные направления и особенности основных возрастных звеньев системы физического воспитания / редкол.: Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 255 с.

7. Физкультура и спорт: Информационный Бюллетень №3. - Мн, 2002. -61-65 с.

8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: изд. центр «Академия», 2012. - 480 с.

9. Юдахаева, Л.В. Лечебная физическая культура в пожилом и старческом возрасте при состояниях ремиссий. / Л.В. Юдахаева // Практика медицины // Ежегодник, М.: Медицина - 2013, С. 34-36

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Теории старения, характеристика психофизиологических особенностей стареющего организма. Формы организации физической культуры в старшем возрасте, их содержание, задачи, средства. Методы контроля и оценки состояния пожилых людей при занятиях физкультурой.

    реферат , добавлен 06.03.2012

    Регулярное наблюдение за состоянием здоровья и физического развития, а также контроль их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Правила личной гигиены. Планирование тренировочных занятий. Контроля выполнения двигательного режима.

    презентация , добавлен 10.04.2014

    Морфофункциональная характеристика возрастных изменений. Средства и методы адаптивной физической культуры у лиц с неполным здоровьем и инвалидами пожилого возраста. Врачебно-медицинский контроль за занимающимися. Оценка воздействия тренировки на организм.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Влияние оздоровительной физической культуры на организм. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций.

    реферат , добавлен 01.06.2006

    Принципы закаливания, их физиологическое обоснование, специфический и неспецифический эффект. Гигиеническое обеспечение лиц среднего и пожилого возраста при занятиях физической культурой и спортом. Формы занятий в этом возрасте и медицинские группы.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Формирование и совершенствование двигательной функции у детей школьного возраста. Значение функций гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста. Содержание и формы занятий с различными возрастными группами. Нагрузка на занятиях и самоконтроль

    реферат , добавлен 31.01.2009

    Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Требования к нагрузкам. Режимы дня для детей дошкольного возраста. Питание детей дошкольного возраста. Закаливание детей дошкольного возраста. Гигиена одежды и обуви детей.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2007

    Понятие терминов "физическая нагрузка" и "физическая работоспособность". Сущность планирования уровня физической нагрузки в рекреационном и спортивном туризме. Основные методы педагогического контроля и самоконтроля физической работоспособности туристов.

    методичка , добавлен 26.11.2008

    Физиологические основы воздействия различных видов оздоровительной аэробики на здоровье человека. Структурно-функциональная характеристика оздоровительной аэробики. Методы самоконтроля, циклические упражнения как виды оздоровительной аэробной нагрузки.

    учебное пособие , добавлен 17.06.2014

    Общая характеристика оздоровительной физической культуры, ее описание как средства оздоровления. Анализ методики антистрессовой пластической гимнастики, педагогические основы применения и особенности организации занятий для разных возрастных групп.

физкультурный оздоровительный старшее поколение

Изучив научно-методическую литературу, справочные и документальные материалы мы определили основные формы физкультурной работы с населением.

По способу существования можно выделить три формы физкультурно-оздоровительной работы:

  • 1. государственную - представлена деятельностью государственных организаций;
  • 2. общественную - деятельность общественных организаций;
  • 3. самостоятельную - включает индивидуальную, семейную и групповую.

По способу организации выделяют следующие формы занятий:

  • 1. групповые занятия;
  • 2. самостоятельные занятия;
  • 3. массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия .

Групповая форма является наиболее предпочтительной организационной формой физкультурно-оздоровительных занятий. Практическую часть этих занятий планирует и проводит специалист по физическому воспитанию. Это позволяет снизить к минимуму риск отрицательных эффектов физической тренировки. Именно под наблюдением специалиста должны заниматься начинающие, нетренированные и лица с ослабленным здоровьем.

В физкультурных группах могут заниматься все желающие. Комплектование групп осуществляется с учетом пола, возраста (в том числе дети, начиная с 5-летнего возраста), состояния здоровья, уровня физической подготовленности и наполняемости в пределах 15-20 человек. В отдельных случаях при занятиях с лицами пожилого возраста (мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более), с лицами со слабым физическим развитием и лицами, отнесенными к третьей медицинской группе, наполняемость групп составляет 12-15 человек.

Группы должны быть составлены из лиц с примерно одинаковым состоянием здоровья. Практическая часть физкультурно-оздоровительных занятий проходит в форме оздоровительной тренировки. В качестве нагрузочных средств используются различные виды физических упражнений.

Для занятий могут быть использованы как специально построенные или приспособленные ФСС (стадионы, спортивные площадки, лыжные базы, залы), так и зоны отдыха, естественные водоемы, кроссовые и лыжные трассы, туристские маршруты и т. п. Места занятий должны быть оборудованы раздевалками и душевыми.

По способу организации групп занимающихся выделяют четыре основных формы: физкультурно-оздоровительные группы, секции по видам спорта, клубы по интересам и школы здоровья. Различие между перечисленными формами заключается в количестве дополнительных задач, которые решаются в процессе тренировочной деятельности.

Занятия в ФОГ служат главным образом для повышения уровня физической подготовленности до соответствующего возраста уровня. Для этого используется широкий спектр нагрузочных средств. Направленность тренировки общефизическая подготовка. Соотношение упражнений различной направленности зависит от возраста. В соответствии с закономерностями формирования оздоровительного эффекта основной объем должны занимать упражнения на развитие выносливости.

Занятия проводятся по схеме оздоровительной тренировки обычно 2 раза в неделю по 45-60 мин. При этом распределение недельного тренировочного объема зависит от уровня физического состояния и возраста. Двухразовые тренировки возможны лишь для поддержания достигнутой физической формы. Поэтому для ослабленных лиц рекомендуется увеличение кратности занятий, а для лиц старшей возрастной группы это увеличение должно сопровождаться снижением продолжительности одного занятия.

Лица, достигшие соответствующего уровня физической подготовленности, как правило, желают заниматься отдельными видами спорта с оздоровительной направленностью. Эти занятия проводятся уже в секционной форме. Однако для лиц старшего возраста, а также имеющих хронические отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительные группы должны стать единственной формой оптимизации двигательного режима. Наиболее распространенные виды физкультурно-оздоровительных групп: общей физической подготовки, здоровья, закаливания, оздоровительного бега и ходьбы, плавания, природного оздоровления .

В последнее время особую популярность приобретают групповые занятия оздоровительным фитнесом. Особенность фитнеса состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задаются ритмом музыкального сопровождения. В зависимости от выбора применяемых средств занятие может нести преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

Самостоятельные занятия выполняются как индивидуально, так и в самостоятельной групповой форме. Индивидуальные занятия включают в себя следующие разновидности физических упражнений: утренняя гигиеническая гимнастика, пешие прогулки, оздоровительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде и др. В форме самостоятельных групповых занятий проводятся самодеятельные игры, а также занятия индивидуальными видами спорта при условии проведения тренировки лидером.

В целом можно констатировать, что качество построения и эффективность таких занятий в наибольшей степени зависят от уровня физкультурной образованности занимающегося.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями обеспечиваются в парках культуры и отдыха, лесопарковых зонах, которые для этого оборудуются тропами здоровья, плоскостными спортсооружениями, пунктами проката спортинвентаря. Методическая помощь занимающихся обеспечивается в учебно-консультационных пунктах, а также при помощи информационных щитов на тропах здоровья .

Секции по видам спорта являются более привлекательной формой физкультурно-оздоровительных занятий. Тренировка хоть и оздоровительной направленности, но осуществляется с элементами спортивной подготовки. Занимающиеся осваивают технику спортивных видов, выполняют достаточно объемные тренировочные нагрузки, могут участвовать в массовых соревнованиях. Кратность тренировок в неделю составляет 2-3 раза, средняя продолжительность 60-90 мин.

Секционные занятия проводятся с использованием, как правило, одного избранного вида. Содержание занятий может иметь следующую направленность:

  • 1) циклические аэробные упражнения (бег, плавание, велоспорт, бег на лыжах, гребля);
  • 2) игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон);
  • 3) гимнастические упражнения (разновидности ритмической гимнастики, атлетическая гимнастика, разновидности восточной гимнастики);
  • 4) восточные единоборства;
  • 5) туризм.

При занятии избранным видом спорта необходимо таким образом организовать тренировочный процесс, чтобы обеспечить решение всех оздоровительных задач. Углубленная специализация может препятствовать формированию широко разветвленного и стойкого оздоровительного эффекта.

Например, игра в настольный теннис развивает ловкость и быстроту, силу, выносливость, совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также умение концентрировать и переключать внимание .

Клубы по спортивным интересам создаются на основе индивидуального членства и объединяют любителей того или иного вида спорта. Привлекательность клубной формы связана в первую очередь с особой атмосферой этих занятий.

Организацию учебно-тренировочного процесса, оздоровительных мероприятий осуществляют советы клубов, которые избираются на общих собраниях открытым голосованием.

Занятия в клубах проводятся в соответствии с графиками и расписаниями в форме уроков, тренировок, консультаций, соревнований. Непосредственное проведение занятий осуществляется активистами из числа наиболее подготовленных членов клуба, пошедших подготовку, а также тренерами-преподавателями.

Школы здоровья предназначены для подготовки человека к ведению здорового образа жизни. Основными направлениями в работе школы являются: освоение навыков здорового образа жизни, изучение основ физкультурно-оздоровительных занятий, проведение физкультурно-оздоровительных занятий, участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Приоритет в школе здоровья должно иметь освоение так называемых «оздоровительных систем». Это комплексные программы, включающие в себя, наряду с оздоровительной тренировкой, правила питания, закаливание, регулирование психического состояния, технику преодоления вредных привычек.

Школа здоровья открывается при наличии не менее 15 учебных групп или не менее 200 занимающихся. В состав школы здоровья входят физкультурно-оздоровительные группы, секции, клубы по спортивным интересам.

Общее руководство деятельностью физкультурно-оздоровительных групп, секций, клубов по спортивным интересам осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, при которых они были созданы.

Организационно-методическое обеспечение работы клубов по спортивным интересам, школ здоровья осуществляется отделами по физической культуре, спорту и туризму районных, городских администраций.

Спортсооружения, организация, учреждения, при которых созданы и работают физкультурно-оздоровительные группы, секции, клубы по спортивным интересам, школы здоровья, должны иметь:

  • - положение о физкультурно-оздоровительных группах;
  • - устав клуба по спортивным интересам, состав совета;
  • - положение о школе здоровья;
  • - расписание занятий, программы, учебные планы;
  • - журналы учебных групп, картотеку на всех занимающихся или медицинские карточки.

Работники, ведущие занятия в группах, командах, секциях, должны иметь следующую документацию:

  • - годовой план учебно-тренировочной работы;
  • - поурочные планы-конспекты;
  • - журнал учета работы группы (секции) с регистрацией антропометрических, физиологических и функциональных изменений.

Следующей формой организации занятий являются массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Это одна из организованных и эффективных форм повышения двигательной активности и улучшения функциональных показателей организма человека.

По способу организации выделяют следующие виды массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий: спартакиады; спортивные соревнования; спортивные фестивали, праздники; Дни здоровья.

Планирование массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов, календарей проведения оздоровительно-спортивных соревнований, вечеров, праздников, показательных выступлений физкультурников и спортсменов и т.п. К документам организационно-методического характера, связанным с проведением физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, прежде всего, относится составление календарного плана мероприятий. Другой важный документ - Положение о проводимом мероприятии. Кроме того, для организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий разрабатываются такие документы, как сценарий мероприятия, отчет о проведении, протоколы и сметная документация .

Организации обеспечивающие физкультурно-оздоровительную работу с населением.

Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) - хозрасчётная организация, создаваемая по месту жительства с целью оказания платных физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических услуг населению. ФОК и его службы осуществляют различные виды платных услуг населению, способствуют профилактике заболеваний, укреплению здоровья, повышению физического развития и двигательной подготовленности различных категорий населения.

ФОК и осуществляют следующие виды деятельности:

  • 1. Развивают и улучшают ФОР среди населения по месту жительства.
  • 2. Планируют, организуют, проводят занятия в рамках учебно-тренировочного процесса, а также, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства.
  • 3. Создают материально-технические базы для организации ФОР по месту жительства.
  • 4. Способствуют укреплению здоровья населения, улучшению его физического развития, поддержанию высокого уровня работоспособности, закаливанию, повышению устойчивости к внешней среде, продлению активной творческой жизни.
  • 5. Способствуют приобретению знаний и умений по основам физического воспитания и методике самостоятельных занятий.
  • 6. Координируют работу по налаживанию массовой ФОР.
  • 7. Пропагандируют и внедряют передовой опыт.
  • 8. Разрабатывают план развития.
  • 9. Обеспечивают выполнение финансово-хозяйственной деятельности.
  • 10. Заключают договора и т. д.

Физкультурно-оздоровительные центры (ФОЦ)

По своему назначению центры подразделяют на два типа: однофункциональные (решают одну задачу) и многофункциональные (решают несколько задач).

Центры различают по количеству сооружений, специально оборудованных помещений и залов, их размерами.

  • 1. Оздоровительно-профилактические центры. Размещаются при спортивных сооружениях и содержат зал, оснащённый тренажёрами, раздевалки, душевые, медицинские кабинеты, дорожки здоровья.
  • 2. Восстановительно-профилактические центры. Размещаются на территории предприятий, учреждений и включают: зал или комнату механотерапии, раздевалки, душевые, медицинский кабинет, тренажёрный зал, массажёры, спортивный инвентарь, центр гидровосстановления и профилактики (бассейн, сауна, баня, душ, ванная, комната отдыха), центр психомышечной регуляции (комната, музыка, интерьер, удобные кресла).
  • 3. Комплексные ФОЦы. Размещаются на территории предприятий и решают ряд задач, важнейшими из которых являются: оздоровление, восстановление, профилактика, реабилитация, развитие и поддержание уровня физического состояния человека в соответствии с половозрастными особенностями организма.

Фитнес центры

Основные понятия. Физический фитнес - это оптимальное состояние показателей здоровья, дающих возможность иметь высокое качество жизни. В общем плане физический фитнес ассоциируется с уровнем физической подготовленности. Различают:

  • 1. Оздоровительный фитнес. Направлен на достижение и поддержание физического благополучия и снижения риска развития заболеваний.
  • 2. Спортивно-ориентированный, или двигательный фитнес. Направлен на развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне.
  • 3. Спортивно-атлетический фитнес. Направлен на достижение общей физической подготовленности для успешной спортивной деятельности на уровне высоких спортивных результатов.

В последние годы мы являемся свидетелями бурного роста ОФК, осматривающей здоровье человека в тесной связи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками, энергетическим потенциалом и образом жизни.

При анализе организационных и методических аспектов использования современных форм двигательной активности (аэробика, степ-аэробика, аквааэробика, стретчинг и др.) широко применяют термин «фитнес»: фитнес-программа, фитнес-занятие, инструктор по оздоровительному фитнесу, фитнес-клуб и др.

Перечисленные понятия пока еще не имеют строгого научного обоснования в отечественной литературе.

Термин «фитнес» употребляется в различных значениях:

  • - общий фитнес - оптимальное качество жизни, которое охватывает социальные, умственные, духовные и физические компоненты;
  • - физический фитнес - включает оздоровительный фитнес, направленный на достижение и поддержание физического благополучия, снижение риска развития заболеваний;
  • - спортивно-ориентированный, или двигательный фитнес - направленный на развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне;
  • - фитнес - двигательная активность (бег, аэробика, танцы, аквааэробика, упражнения для коррекции массы тела и др.).
  • - фитнес - критерий эффективности двигательной активности (достижение определенных результатов выполнения двигательных тестов, низкий уровень риска развития заболеваний и др.).

Городской и районный физкультурно-спортивный клуб , именуемый в дальнейшем ФСК - государственное учреждение в состав которого могут входить Центр физкультурно-оздоровительной работы или иное объединение, организующее работу с населением по месту жительства, спортивные клубы и коллективы физкультуры учебных заведений, предприятий и организаций, спортивные секции, кружки, оздоровительные группы и все желающие. ФСК организует спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу на спортивных сооружениях, в приспособленных помещениях и других объектах физкультурно-оздоровительного назначения, в т.ч. учебных заведений, внешкольных учреждений, трудовых коллективов, находящихся на территории города, района.

ФСК является юридическим лицом, имеет расчетный и другие счета в банках, печать со своим наименованием, штамп и соответствующую документацию, собственную символику, эмблему, предусмотренные Уставом.

Учредителями ФСК являются местные исполнительные и распорядительные органы (отделы по физической культуре, спорту и туризму).

ФСК в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, решениями местных исполнительных и распорядительных органов, типовым положением о городском и районном физкультурно-спортивном клубе. Уставом, разрабатываемым на основании настоящего типового положения и утвержденным в установленном порядке учредителями, другими нормативными документами по вопросам физической культуры и спорта .

Особенности организации и содержание работы в физкультурно-спортивном клубе

Физкультурно-спортивный клуб (ФСК) является формой организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, основанной на индивидуальном членстве.

ФСК может быть создан решением администрации, профкома, а также по инициативе граждан. ФСК может иметь свою символику (флаги, эмблемы, вымпелы и т.д.).

Цель ФСК - широкое привлечение граждан и членов их семей к регулярным занятиям физкультурой, спортом и туризмом, организация активного отдыха, укрепление здоровья, повышение работоспособности, снижения уровня заболеваемости.

Основные задачи ФСК:

  • 1. Проведение тренировочных занятий, соревнований.
  • 2. Организация и проведение физкультурно-массовой работы по месту жительства.
  • 3. Организация физкультурно-спортивной работы с детьми.
  • 4. Воспитание потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом.

Для организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, а также проведения учебно-тренировочных занятий, ФСК использует спортсооружения, парки культуры, городские и загородные зоны массового отдыха, дорожки здоровья, лыжные и кроссовые трассы, туристские маршруты и т.д. Необходимым условием для создания ФСК является наличие необходимой спортивной базы, спортивных секций, клубов любителей ФКиС, групп оздоровительной направленности, школ здоровья и т.д. Средства ФСК могут образовываться из следующих источников:

  • - целенаправленных отчислений из средств социального страхования;
  • - отчислений профсоюзным органом на выполнение договорных обязательств из фонда предприятия, учреждения;
  • - индивидуальных взносов членов ФСК;
  • - доходов от сдачи в аренду спортсооружений и платных услуг, предоставляемых населению, и др.

При ФСК могут создаваться детско-подростковые и детско-юношеские клубы.

Основные направления в их работе:

  • - организационно-хозяйственные (проведение общих собраний, прием в члены клуба, обсуждение и утверждение планов, положений, итогов работы, сценариев физкультурных праздников, соревнований и др.).
  • - учебно-тренировочные, учебно-спортивные (составление учебных планов расписаний занятий, организация команд, секций, групп, ведение учебно-тренировочных занятий, проведение соревнований, праздников, товарищеских матчей).
  • - организационно-пропагандистская и воспитательная (выпуск стенгазет, фотоальбомов, проведение лекций-бесед, экскурсий, встреча с интересными людьми, спортсменами, тренерами и т.д.) .

Формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности со старшим поколением

Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуществляется в различных формах организации занятий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах по месту жительства и др.); туристические походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2-3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов, преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 минут, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60-75 минут. Такая продолжительность обусловлена замедленной врабатываемостью и приспособляемостью стареющего организма к физическим нагрузкам.

В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег и т. д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований.

Человек, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранения здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью методической литературы или опираясь на опыт занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т. п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку.

Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понимать сущность физической тренировки, основные механизмы получения тренировочного эффекта.

Для большинства занятий в «группах здоровья» и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Занятия проводятся круглогодично на протяжении многих лет с частичным изменением средств в зависимости от возраста и других условий. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию. Они периодически меняются по форме, но сохраняют стабилизирующую направленность. Удельный вес нового материала, подлежащего освоению, уменьшается. Начальный период занятий продолжается 3-6 месяцев. Основные задачи в этот период состоят в том, чтобы обеспечить постепенное повышение функциональных возможностей вегетативных систем и двигательного аппарата, особенно мышц, слабо функционирующих, улучшение общего самочувствия, восстановление утраченных двигательных навыков, необходимых для последующих занятий. В дальнейшем обеспечивается развитие основных физических качеств, формирование и совершенствование необходимых двигательных навыков.

Первостепенное внимание при конкретизации заданий и регулировании нагрузок уделяется принципу доступности и индивидуализации. Во всех случаях, когда нет твердой уверенности, что заданная степень нагрузки вполне соответствует возможностям организма, следует уменьшать ее при первых же индивидуальных симптомах утомления. В пределах отдельных занятий и периодов может выдерживаться тенденция возрастания нагрузок, но с подчеркнутой постепенностью и главным образом в отношении их объема. Особой осторожности требуют скоростные, силовые упражнения и упражнения, характеризующиеся резким изменением положения тела (кувырки, перевороты, висы вниз головой и т. п.). Ряд упражнений относительно локального характера, не играющих важную роль в противодействии возрастной инволюции опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, целесообразно выполнять ежедневно. К ним относятся упражнения с небольшими отягощениями для основных групп мышц, не связанные со значительной нагрузкой на вегетативные органы (упражнения для рук и ног с резиновым амортизатором или гантелями и т. д.); упражнения в растягивании и регулируемом расслаблении мышц; упражнения на осанку и дыхательные упражнения.

Постоянное внимание важно уделять и упражнениям, препятствующим старческим изменениям в области позвоночного столба (старческий кифоз). Систематические упражнения в растягивании здесь не противопоказаны, если они применяются с разумной осторожностью (достаточно продолжительное предварительное разогревание, постепенное увеличение амплитуды движений).

Возрастным особенностям людей пожилого и старшего возраста при использовании упражнений циклического характера наиболее соответствуют, как уже отмечалось, нагрузки умеренной интенсивности. Специальная тренировка в упражнениях максимальной и субмаксимальной мощности (например, в беге на короткие и средние дистанции) в этом возрасте, как правило, нецелесообразна. Резкое повышение интенсивности нагрузки даже у бывших спортсменов может вызвать сердечную недостаточность и другие отрицательные явления.

Нагрузка в продолжительной ходьбе, наиболее широко используемой на первых этапах занятий, дозируется исходя из следующих примерных норм. Скорость ее изменяется обычно от 4-6 км/час (на первом этапе) до 6-7 км/час. Длительность пешеходных прогулок для практически здоровых людей составляет 70-100 минут. Для тех, у кого есть незначительные отклонения функционального характера либо начальные формы заболеваний - 60-80 минут. Для имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья - 30-60 минут.

Прогулки в режиме дня рекомендуется совершать по возможности в одно и то же время, начиная с 1,5-3 км и постепенно удлиняя путь до 5-8 км. Темп и продолжительность ходьбы обычно регулируются по самочувствию. Во время ходьбы важно следить за дыханием, вдох и выдох делать ритмично на определенное число шагов. Легко и непринужденно следить за осанкой. Целесообразно постепенно облегчать одежду.

Дальность пеших туристских походов в пожилом возрасте составляет от 10 до 25 км, велосипедных - до 30-50 км. Средняя скорость передвижения - 4-5 км/час.

Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку, как уже отмечалось, с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления. По тем же причинам после основных упражнений предусматривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.

Общая динамика нагрузки в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или вторую треть основной части занятия. Моторная плотность варьируется в широких пределах. Наиболее значительной она может быть в занятиях, включающих продолжительные занятия циклического характера. Менее значительной - в занятиях комплексного характера. Как уже говорилось, с увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддерживается, по возможности, на достигнутом уровне, а интенсивность поэтапно снижается.

Физические нагрузки волнообразного характера оказывают значительное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагрузки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физических упражнений в процессе занятия. В этой связи имеет важное значение самоконтроль состояния организма и его реакций на физические нагрузки.

Применяются объективные и субъективные методы самоконтроля. К субъективным методам самоконтроля относят самонаблюдение и оценку общего самочувствия, сна, физической и умственной работоспособности, настроения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и мышечной системы.

В качестве объективных методов самоконтроля используют наиболее доступные: наблюдение за частотой сердечных сокращений и артериальным давлением, измерение массы тела, показателей уровня развития физических качеств.

ВВЕДЕНИЕ Сегодня, по данным ведущих специалистов, в нашей стране более 80% взрослого населения ежегодно болеют . Основные причины такого положения дел в обществе тесно связаны с нарушениями естественного питания, увлечением вредными привычками, малоподвижным образом жизни, неблагоприятной экологической средой, наследственными факторами и недостаточным медицинским обеспечением .

Общеизвестно, что регулярные занятия физическими упражнениями приводят к общей интенсификации обмена веществ, что повышает общую активность процессов аэробного окисления, оказывает положительное влияние на поддержание нервной и гуморальной регуляции, а также систем кровообращения и дыхания. Установлено, что правильная организация оздоровительных занятий для пожилых людей вызывает замедление инволютивных изменений, улучшает функциональное состояние органов и систем организма .
ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследований связана с разработкой методики проведения оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста на основе индивидуального программирования процесса выполнения специальных упражнений с учётом их функционального состояния, двигательных способностей и характера различных заболеваний.

В исследовании приняли участие мужчины (n=21) в возрасте от 60 до 70 лет и женщины (n=24) в возрасте от 65 до 73 лет, занимающиеся в Центре адаптивной физической культуры г. Воронежа.

Для достижения поставленной цели была выбрана следующая последовательность проведения исследования.

На первом этапе проводилось определение уровня физической подготовленности, здоровья, характеристик телосложения и особенностей заболеваний у людей пожилого возраста, занимающихся в оздоровительных группах ЛФК.

На основе полученных данных в экспериментальную методику вводились такие упражнения и режимы их использования, которые позволили компенсировать и устранить недостатки, слабые звенья в физической подготовленности, в состоянии здоровья людей пожилого возраста, вызванные недостаточно активным образом жизни и естественным процессом старения.

На втором этапе осуществлялся подбор и апробирование специальных физических упражнений, направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния организма занимающихся.

Изучение особенностей функционального состояния организма, уровня здоровья, физической подготовленности и основных заболеваний у лиц пожилого возраста позволило разработать основные требования к методике проведения занятий оздоровительной физической культурой. Эти занятия должны обеспечивать:

Восстановление утерянного, вследствие малоподвижного образа жизни и возрастных изменений, уровня функционирования жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и т.д.);

Поддержание на должном уровне развитие двигательных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы и координации);

Профилактику заболеваний, вызванных возрастными изменениями в организме (атеросклероз, остеохондроз);

Нормализацию состава веса тела;

Профилактику наиболее часто встречающихся у пожилых людей заболеваний опорно-двигательного аппарата;

Восстановление сенсорных функций (остроты зрения и слуха);

Улучшение настроения и самочувствия;

Учет индивидуальных способностей занимающихся, их уровень физической подготовленности, особенностей заболеваний.

На третьем этапе разрабатывались схемы индивидуального программирования занятий в соответствии с особенностями функционального состояния и имеющимися заболеваниями.

В соответствии с разработанными требованиями, занятия оздоровительной физической культурой были построены по следующей схеме, состоящей из нескольких блоков или частей. Занятие начинается традиционно с разминки, в которую включены разогревающие низкоинтенсивные упражнения, растягивающие связки, мышцы, сухожилия и подготавливающие организм к более интенсивной работе. Продолжительность этой части - 10 минут.

Основная часть занятия состоит из трех основных блоков длительностью по 20 минут. Сначала идет блок развития основных функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной. В соответствии с современными взглядами, наибольшее положительное воздействие на эти системы оказывают упражнения циклического характера, в которых используется продолжительная работа в аэробном режиме при ЧСС 65-85% от максимума. В нашей методике использовались ритмические упражнения, заимствованные из танцевальной гимнастики, аэробики и шейпинга и фитнеса. При этом учитывались уровень подготовленности и функциональные возможности занимающихся. В программе предусмотрено разветвление группы на 3 потока. В первом потоке занимались начинающие или имеющие низкий уровень функциональных возможностей. Упражнения в этом потоке выполнялись с малой амплитудой и малым напряжением. Во втором потоке - более подготовленные занимающиеся выполняли упражнения с полной амплитудой, и в третьем потоке для обеспечения достаточной нагрузки для хорошо подготовленных было предусмотрено выполнение упражнений с отягощающими манжетами, закрепленными на верхних и нижних конечностях. Вес манжет - от 0,25 до 1,5 кг. Во всех трех потоках выполнялись одни и те же упражнения в одном и том же ритме, под музыкальное сопровождение в среднем и высоком темпах. По мере повышения уровня функциональной подготовленности был предусмотрен переход занимающихся из первого потока во второй и так далее, что обеспечивало адекватную нагрузку.

В общий профилактический блок были включены упражнения, направленные, в первую очередь, на увеличение подвижности позвоночника и суставов, а также точечный самомассаж для повышения иммунитета, улучшения зрения, слуха и нормализации кровяного давления. Уровень физической нагрузки в этой части значительно ниже. ЧСС не должна превышать 120 уд/мин. Упражнения выполнялись одновременно всей группой под одно и то же музыкальное сопровождение, в относительно низком темпе.

В блоке индивидуальных упражнений группа подразделялась на 5-6 потоков, в каждом из которых выполнялись упражнения, направленные на профилактику имеющихся заболеваний и коррекцию телосложения.

Для профилактики остеохондроза были представлены три комплекса, используемых при заболеваниях шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, а также приемы точечного самомассажа.

Для укрепления дыхательной системы и профилактики респираторных заболеваний использовались дыхательные упражнения Стрельниковой, специальные упражнения йоги и самомассаж.

Заключительная часть занятия состояла из двух блоков: релаксации в сочетании с музыкотерапией и стимулирующего самомассажа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Уровень здоровья оценивался по комплексной оценке, разработанной сотрудниками ВНИИФК .

Высокая эффективность методики обусловлена, в первую очередь, достоверным повышением уровня здоровья, измеряемого показателем уровня физического состояния - с 3,9 до 5,1 балла (р < 0,05) и всех составляющих его компонентов, а также существенным снижением суммарного по группе количества дней заболевания с 109 до 49 за время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, по сравнению с аналогичным периодом, предшествующим эксперименту.

В результате занятий возросла физическая работоспособность с 2,0±0,1 до 2,4±0,1 вт/кг/мин (р<0,05), улучшилось функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Время восстановления ЧСС после физической нагрузки сократилось с 3,2±1,4 до 1,5±0,3 мин (р<0,05). Частота сердечных сокращений в покое понизилась с 72,6±2,3 до 64,1±2,1 уд/мин (р<0,05). Жизненная емкость легких возросла на 15,5%, а время задержки дыхания - на 60,2%.

Уровень физической подготовленности возрос в показателях общей и силовой выносливости (на 42,6 и 55,5%, соответственно), в показателях гибкости (на 14,1 и 131,1%), в меньшей степени - в показателях проявления силы (на 13-19%). Отмечается недостоверное увеличение показателей быстроты и ловкости.

№ п.п. Показатели Пол До начала занятий х ±s После цикла занятий х 2 ±S М 2,3±0,1 2,4±0,1 Ж 2,5±0,1 2,7±0,1 М 72,6±2,3 64,1 ±2,1 Ж 70,5±2,2 63,1±2,1 М 133,1±2,4 125,1 ±2,3 Ж 135,4±2,4 131,3±2,4 М 91,2±1,5 83,3±1,4 Ж 93,4±1,6 89,7±1,5 5 Сила правой руки отн., кг М Ж 35,1±1,9 53,4±2,0 44,3±2,1 61,2±2,1 М 31,6±1,6 40,3±1,7 Ж 48,2±1,7 56,7±1,7 М 21,7±1,8 27,1±1,9 Ж 25,3±1,9 29,3±1,9 М 13,1±0,5 15,3±0,6 Ж 15,2±0,6 20,1±0,8 М 7,1±0,3 9,3±0,4 Ж 12,3±0,5 15,4±0,5 М 21,2±1,8 17,3±1,5 Ж 19,1±1,5 15,1±1,3 М 9,3±0,6 13,1±0,8 Ж 10,3±0,7 14,0±0,8 М 53,3±2,2 60,1±2,3 Ж 61,1±2,2 70,3±2,3 М 4,3±0,2 10,3±0,4 Ж 2,3±0,2 2,1±0,2 М 101,3±3,2 109,5±3,2 Ж 107,5±3,3 115,6±3,3 М 55,1±1,9 68,4±2,1 Ж 61,3±2,1 73,2±2,2 М 28,2±1,3 35,1±1,4 Ж 34,5±1,5 43,2±1,5
1 ЖЕЛ (л)
2 Частота сердечных сокращений в по-кое (уд/мин)
3 САД (мм рт. ст.)
4 ДАД (мм рт. ст.)
6 Сила левой руки отн., кг
7 Быстрота рук(10с), количество раз
8 Отжимание на четвереньках(30с), количество раз
9 Подъем ног(30с), количество
10 Быстрота реакции, см
11 Вестибулярная устойчивость, с
12 Теппинг-тест, количество раз
13 Гибкость позвоночника, см
14 Подвижность в тазобедренном суставе, см
15 Поворот головы, град
16 Наклон головы вниз, град

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Физической культурой, в частности гимнастикой, могут заниматься люди всех возрастов, разного уровня физической подготовленности и разных индивидуальных особенностей, включающих в себя и отклонения в состоянии здоровья. И для каждого оптимальна только та нагрузка, которая соответствует его полу, возрасту, физическому состоянию. Нарушение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого оздоровительною эффекта, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Обеспечит успех лишь индивидуальный подход, постепенное повышение нагрузки. Индивидуальная регламентация физических нагрузок предусматривает правильный выбор упражнений по их направленности, объему и мощности воздействия.

ЛИТЕРАТУРА 1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. / Н. М. Амосов. - М.: ФиС, 1987. - 64с.

2. Анапасенко, Г.Л. Медицинская валеология. / Г.Л. Анапасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-248 с.

3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого. / В.К. Бальсевич. М.: ФиС, 1988.-208 с.

4. Будзен, П.В. Здоровье и массовый мастер-спорт: Проблемы и пути решения / П.В. Будзен, Р.Д. Дибнер // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №5-6. С.6-12.

5. Галкин, Ю.П. Технология составления индивидуальных программ занятий физическими упражнениями: Учебное пособие. / Ю.П. Галкин. - Смоленск, 1995. -34с.

6. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000.-240 с.

7. Моловичко, А.Д. Диагноз - рак. / А.Д. Моловичко. - М.: Роспект, 1999. - 320 с.

8. Оценка физического состояния. Лиц пожилого возраста. Методические рекомендации. ВНИИФК. Москва «Советский спорт» 2001, 32 с.

9. Царик, А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни / А.В. Царик // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 1. - С. 2-4.