Как выполнить цельнокроеный шалевый воротник. Стояче-отложной воротник. Воротник шалевого типа или шалька. Построение выкройки Шалевый воротник построение

23.03.2024 Верхняя одежда

Шалевые воротники могут иметь самые разнообразные формы отложной части. Главной особенностью этого вида воротника является то, что верхний воротник кроится вместе с подбортами. Шалевые воротники широко используют в женской и в мужской одежде - это блузки, платья, жакеты, халаты, смокинги и др.

Для построения выкройки шалевого воротника нам понадобиться выкройка основы платья.

С чертежа основы переда скопируем линию плеча, горловины и линию середины переда.

Рис. 1

Ширина борта.

От линии середины переда вправо откладываем ширину борта. В изделиях с однобортной застежкой, например в блузке, ширина борта равна 1,5-2см от линии середины переда. В изделиях с двубортной застежкой или в банных халатах, ширина борта может доходить до 10см.

В нашем примере ширина борта равна 2см. Откладываем эту величину от точки В4 вправо, ставим точку С и от нее вниз проводим линию, параллельную линии середины переда.

Рис. 2

Горловина.

Горловину у плечевых швов расширяем на 0,75-1см. От точки В3 влево по плечевому шву откладываем 1см, ставим точку С1. Соединяя ее с точкой В4 плавной кривой, получаем новую линию горловины переда.

Рис. 3

На такое же расстояние необходимо расширить и линию ростка (горловина спинки). По линии плеча спинки вправо от точки А4 откладываем 1см и ставим точку С2. Оформляем новую линию ростка, соединяя точки А и С2 плавной кривой.


Рис. 4

Возвращаемся к передней части.

Линия сгиба лацкана.

Точка начала линии сгиба лацкана находится по краю борта, на 1,5-2см выше уровня первой петли. Место положения первой петли определяется в соответствии с фасоном вашего изделия.

Отмечаем у себя на чертеже точку начала линии сгиба лацкана и ставим точку Л.

Рис. 5

Чтобы определить направление линии сгиба лацкана, на продолжении линии плеча от точки С1 откладываем расстояние, равное высоте стойки минус 0,5см. Высота стойки в среднем принимается 3см.

3 - 0,5 = 2,5 см

Откладываем это расстояние от точки С1 вправо на продолжении линии плеча и ставим точку С3. Точку Л и С3 соединяем, получаем линию сгиба лацкана.

Рис. 6

Линия втачивания и ширина воротника.

Из точки С1 вверх проводим линию, параллельную линии сгиба лацкана. На этой линии от точки С1 вверх откладываем длину ростка, которую измеряем сантиметром, поставленным на ребро по лекалу спинки от точки А до С2 (Смотри рис.4) и ставим точку С4.

Рис. 7

Из точки С1 радиусом, равным расстоянию С1С4, проводим дугу, на которой влево от точки С4 откладываем высоту стойки, в нашем случае - 3см и ставим точку С5. Точки С5 и С1 соединяем прямой.

Рис. 8

Ширина воротника сзади может быть разной, в нашем примере она равна 8см. Из точки С5 под прямым углом откладываем 8см и ставим точку С6.

Линию втачивания воротника окончательно оформляем плавной кривой С5,С1,В4,С, соблюдая правило: к линии середины воротника линия втачивания должна подходить под прямым углом.

Рис. 9

Все построения этого раздела можно произвести с помощью циркуля.

Линия отлета воротника.

Линия отлета может быть разнообразной формы. В нашем примере линия отлета имеет стандартную классическую конфигурацию и проходит плавной линией от точки С6 до точки С.

Рис. 10

Линия внутреннего края подборта.

Ширина подборта может быть разной в зависимости от фасона, от вида застежки, ткани и пр., но не должна подходить ближе чем на 1,5-2см к краю петли.

В нашем примере ширина подборта равна 6см. Откладываем от края борта 6см на уровне первой петли и ставим точку С7. Точки С1 и С7 соединяем плавной кривой. От точки С7 вниз линия подборта продолжается параллельно линии края борта.

Рис. 11

Примечание.

Нижний воротник может быть как отрезным, так и цельнокроеным с полочкой изделия.

Рис. 12

При изготовлении лекала воротника не забудьте, про разницу между верхним и нижним воротником.

Напоминаю. Лекало верхнего воротника по линии отлета должно быть больше лекала нижнего воротника на 1- 3мм. Чем толще ткань, тем больше должна быть эта разница. Это делается для того, чтобы при отворачивании отложной части от стойки верхний воротник мог свободно без затяжек и деформаций обогнуть нижний воротник - это раз. Чтобы в процессе выметывания линия стачивания не выглядывала со стороны верхнего воротника, т.е. для образования переканта по всему отлету - это два. И в конечном итоге, чтобы обеспечить хорошую посадку воротника, а отсюда и внешний вид всего изделия.

После изготовления лекала воротника лучше все-таки проверить его на недорогой ткани, чтобы убедиться в том, что он выглядит именно так, как вы предполагали.


Рис. 13 Рис. 14

Мы предлагаем в качестве примера несколько вариантов разной конфигурации линии отлета воротника, которые можно сконструировать на этой же основе. Не ограничивайте себя инструкциями, прислушивайтесь к своим желаниям и творите себе в удовольствие.

Рис. 15

Приводила в порядок папки на компьютере, и нашла такие интересные воротники.

Их тут очень много, и возможно даже мелко, но может быть кому-нибудь пригодятся.

Как известно, мода циклична, и если сегодня эти воротники не в моде, то это еще не означает, что они не будут востребованы через 5-10 лет.

Это я к тому, что не нужно писать, что они слишком старомодные - в моде все возвращается!1. Воротник с отрезной стойкой для мужской сорочки . Состоит он из двух деталей - стойки и самого воротника.

Вообще, всем такой совет: если хотите выкроить воротник, и не знаете, как это сделать, какой воротник лучше подойдет, а ткань резать не хочется, то лучше всего вырезать понравившийся воротник из муляжной ткани (ткань, которую не жалко резать, лучше подобрать наиболее подходящую по фактуре), и прикинуть, как вам такая его форма, и как он лежит.

В таком случае вы не испортите ткань, и сможете оценить воротничок.

И даже не столь важно женская рубашка или мужская - построение одно.

По различным методикам оно, конечно, отличается, но это построение (метод ЕМКО) вполне такое даже удачное (хотя, есть и угловатости, и недостатки).

Выкройка воротника рубашки представляет из себя сам воротник и стойку.

Построение выкройки воротника:

1. Строим угол в точке О.

2. От точки О вверх откладываем отрезок, равный 7 - 8 см, и ставим точку В.

3. От точки В вверх откладываем расстояние, равное 6 - 8 см (ширина воротника), и ставим точку В2.

4. Из точки В на горизонтали делаем засечку:

5. Соединяем точки А и В прямой линией, на середине которой (точка в) строим перпендикуляр вверх и вниз, по которому откладываем в обе стороны по 1,5 см, и ставим точки в1 и в2.

6. В точке В строим прямой угол.
ВВ1 = АА2 = 3 - 4 см.

Чертим нижнюю часть стойки параллельно верхней. Достраиваем уступ, равный ширине полузаноса. Уголочек можно скруглить или же оставить углом - по модели.

Ширина воротника спереди и оформление концов по модели.

7. АА3 (вверх) = ВВ2 + 1 см

8. А3А4 (вправо) = 4 - 5 см

9. Соединяем точки В2 и А4 прямой линией. На ее середине А6А7 = 1 - 1,5 см.

10. Линию отлета оформляем плавной кривой.

Удачного построения и пошива!

Довольно часто можно увидеть воротник-шальку в одежде.

Такой воротничок пользуется спросом и в блузках, и в платьях, и даже в пальто, хотя, наверно, чаще всего такой воротник можно увидеть в халате.

Выглядит воротник-шалька очень достойно, и сделан может быть практически из любой ткани.

Выкройка также не представляет ничего сложного, и строится очень быстро.

Построение выкройки шалевого воротника (по методу ЕМКО):

1. На продолжении линии плеча откладываем расстояние, равное А4-В = 2 - 3 см.

2. Соединяем точки В и Л, на пересечении с линией горловины ставим точку Ф.

3. От точки А4 на продолжении линии А3-А4 влево откладываем величину, равную длине горловины спинки, и ставим точку О.

4. Из точки О вверх поднимаем перпендикуляр к линии А4-О, по которому вверх откладываем величину подъема середины воротника = 4 см - для сутулых фигур, 6 см - для перегибистых, и получаем точку В3.

5. Соединяем точки В3 и А4.

6. Из точки В3 перпендикулярно В3-А4 проводим линию середины воротника.

7. Высота стойки:
В3-В2 = А4-В = 2 - 3 см.

8. Откладываем ширину отлета по модели, но не меньше, чем В3-В2 + (3 - 4 см), и получаем точку В4.

9. Оформляем линию отлета по модели.

Воротник-шалька в одежде:

Представлена ниже и не представляет собой ничего сложного и страшного.

Так что не нужно так уж бояться, а можно просто внимательно почитать и все станет понятно.

Где мы можем увидеть воротник апаш?

Чаще всего это блузки и халаты.

Но еще такой воротник очень часто можно увидеть на свадебном болеро.

Так что, если вы решили сшить свадебное болеро, то берите на заметку такой воротничок.

Он классический и смотрится уместно на многих моделях.

Это, так сказать, классика, которая не выходит из моды.

Выкройка воротника апаш (по методу ЕМКО):

1. На продолжении линии плеча откладываем высоту стойки А4-В = 3 см.

2. Соединяем точки Л и В, на пересечении с линией горловины ставим точку Ф.

3. Продолжаем линию Л-В вверх и откладываем от точки В длину горловины спинки - ставим точку В1.

4. Из точки Ф проводим дугу влево радиусом, равным Ф-В1, по дуге влево откладываем отрезок В1-В2 = 5 см.

5. Соединяем точку В с точкой В2 прямой линией и перпендикулярно к ней из точки В2 проводим линию середины воротника вверх и вниз.

6. От точки В2 влево на линии середины воротника откладываем отрезок:
В2-В3 = А4-В = 3 см, а вправо В2-В4 = ширине отлета по модели.

7. Положение переднего конца воротника.
Точка С - по модели.

8. Линию отлета и края воротника до линии перегиба Л-В проводим по модели.

9. Линию втачивания воротника в горловину проводим через точку В3 по касательной к горловине при этом А4-А41 = 0,5 - 0,8 см.

Такая выкройка воротника апаш может немного видоизмениться, в зависимости от высоты стойки.

Можно сделать отложную стойку:

А можно сделать так, чтобы воротник сзади стоял, и только концы его отгибались:

И даже можно сделать что-то среднее между двумя вышеописанными вариантами:

Ниже приведена выкройка стояче-отложного воротника для изделий с комбинированной застежкой до верха и открытой на фасон .

Наибольшее распространение эти воротники получили в блузках и платьях рубашечного стиля.

В чем его особенность?

А особенность в том, что в отличии от выкройки отложного воротника с небольшим подъемом , этот воротник имеет как бы цельнокроеную стойку и хорошо смотрится, как в застегнутом виде, так и когда расстегнут.

Выкройка стояче-отложного воротника строится так:

1. Строим угол в точке О.

2. От точки О вверх откладываем отрезок, равный 2 см, и ставим точку В.

3. От точки В вверх откладываем расстояние, равное 3 - 3,5 см (высота стойки), и
ставим точку В1.

4. От точки В вверх откладываем расстояние, равное 8 - 10 см (ширина воротника), и ставим точку В2.

5. Из точки В на горизонтали делаем засечку:
R = ВА = длина горловины - (минус) 0,05*ОВ

7. От точки А вверх откладываем расстояние, равное ОВ2.

8. Расстояние А3А4 - по модели.

9. Линия втачивания воротника касается линии ОА в точке (А1), находящейся на расстоянии 1/3 отрезка ОА, от точки А влево.

Воротник обводим по контрольным точкам.

Есть целая группа воротников, которая называется «фантазийные» .

Фантазийные воротники получаются путем разведения отлета плосколежащего воротника любой формы.

К ним относится воротник, о котором речь пойдет ниже - это воротник «кокилье».

Строится он обычно на углубленной горловине .

Построение приведу по методу ЕМКО.

Изготавливать воротник «кокилье» лучше всего из шелковых тканей, т.к. они будут струиться и очень красиво лежать.

Построение и выкройка его очень простое.

А2-В1 = 10 см

А5-О = 9 см и более

С чертежа переводим выкройку воротника, проводим на ней линии разрезов, делим выкройку на 8 частей, по которым выкройку разрезаем со стороны отлета и раздвигаем.

Величина раздвижки зависит от толщины и структуры ткани, и может колебаться от 10 до 20 см.

Линию отлета оформляем плавной линией, чтобы воротник красиво закладывался в фалды его следует выкраивать по косой нити к середине воротника, т.е. к линии А-В под углом 45 градусов.

Чаще всего такие воротники можно увидеть на блузках, выполненных в романтическом стиле, но также можно встретить и пальто с такими воротника.

Драп Драп (фр. drap «сукно») - тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Как и другие виды тканей из натурального сырья, драп имеет славную историю. Выработка его стала возможна после изобретения особых ткацких станков, позволяющих производить материал, нити в котором расположены в несколько рядов. Если быть точными, драп имеет полтора или два слоя переплетения. Это позволило экспериментировать с нитями утка и основы. Самый простой вариант при этом – пустить абсолютно одинаковые нити на уток и на основу, на внешний и на изнаночный слои. Следующий этап подсказывала житейская логика: заменить пряжу внутреннего слоя на более дешевую или менее качественную. Дальше часть шерстяных нитей заменили на хлопковые или льняные и получили еще одну разновидность драпа. Меняя рисунок переплетения, сырье, сочетание цветов утка и основы, отделку лицевой стороны, было получено около десятка классических разновидностей драпа. С появлением искусственных и синтетических волокон ассортимент драпов расширился и приобрел новые свойства. Драп прекрасно держит форму изделия, за счет толщины и многослойности остается теплым и непродуваемым. Правильно прокрашенный драп не линяет, не выгорает на солнце и не теряет цвет под дождем. Он практически не мнется, а случайные заломы могут быть выправлены паром. Сорта и разновидности драпа Если для выработки ткани на внешнем и внутреннем слоях использовать чистошерстяные нити самого лучшего прядения, получится двусторонний драп высшего сорта. Именно из такого драпа перелицовывал пальто местечковый портной в известной песне. Действительно, вытершееся на швах и изгибах изделие из двустороннего драпа можно аккуратно распустить по швам и сшить заново, на изнаночную сторону. Разница во внешнем виде была незначительна и зависела от способа обработки лицевой стороны. Драп считается чистошерстяным, если количество добавок в пряже не превышает 15%. По большому счету, эти добавки – восстановленная химическими методами шерсть. Самые качественные драпы относятся именно к этой категории. Но обычно в подкладочных слоях используют нити более низкого качества, с добавлениями восстановленной из отходов шерсти. Поэтому изнанка такого драпа получается более рыхлая. На внешний вид драпового изделия это не влияет, но может значительно уменьшить его вес и общую плотность. Если содержание шерсти находится в границах 30-85%, драп считается полушерстяным. Как правило, он рыхлее и легче за счет содержания капроновых, нитроновых или вискозных волокон. Лицевой слой при этом стараются сделать чистошерстяным. Для придания такому драпу классического вида, ворс приходится запрессовывать и начесывать. Излишняя рыхлость и мягкость – наиболее часто встречающийся недостаток смесового драпа. Однако и он находит свое применение. В частности, некоторые виды используются при изготовлении ветрозащитных костюмов и спецодежды. Обработка лицевой стороны готового драпа осуществляется в несколько этапов. Ткань уваливают для придания дополнительной плотности. Затем его ворсуют: придают ворсу нужные качества. В зависимости от разновидности драпа, его ворс может быть пушистым, велюровым, или запрессованным. После ворсования структура переплетения ткани становится почти незаметной. Классические разновидности драпа Если при выработке ткани было использовано два и более цвета нити, будет получен меланжевый драп. Рисунок переплетения его крайне разнообразен, поскольку зависит и от переплетения, и от сочетания цветов основы и утка. Такие разновидности драпа стоят весьма недешево. Шьют из них добротную, неподвластную времени верхнюю одежду для состоятельных мужчин и женщин. Классическим драпом считаются чистошерстяные ткани, изготовленные из шерсти определенного качества с соблюдением необходимых технологий при ткачестве и отделке. К примеру, драп Флаконе должен содержать 80% мериносовой и 20% цигайской шерсти (шерсть овец цигайской породы) , переплетение и толщина нитей при этом строго регламентированы. Ворс лицевой стороны должен быть густым и плотным. Драп велюр изготовлен из мериносовой шерсти и не содержит посторонних добавок. Ворс лицевой стороны лежит свободно, но не должен скатываться или разлохмачиваться. Имеются и другие разновидности, давно ставшие классикой. Однако за счет больших возможностей в подборе сырья, процентном его соотношении, способе выработки и последующей обработки, постоянно появляются новые, не менее интересные разновидности драпа. На фото: пальто Balenciaga

Воротник шалька очень популярен и он настолько разнообразен по форме и раскрою, что подходит и для , для жакетов, для женского и мужского пальто. Это модель простой шальки, шальки с бантом и с длинными концами для галстука.

Прилегающий воротник фигурная шалька. Состоит из двух деталей верхнего и нижнего воротника. При раскладке на ткань положить серединой на сгиб ткани по долевой нити. Сделать припуски на швы по внешнему краю на 0,5-0,7см, по линии пришива на 0,7-1см. Нижний воротник раскроить по всему контуру, кроме линии пришивания меньше на 0,2см. Сложить детали воротника лицевыми сторонами, совмещая середину сметать, присаживая на углах верхней детали. Сострочить по внешнему краю швом шириной 0,5-0,7см по нижнему воротнику.

Вывернуть фигурный воротник шалька на лицевую сторону, расправить с перекатом в сторону верхнего воротника на 0,1-0,2см. Совместить воротник с горловиной и пришить вместе с подкройной или косой обтачкой.

Простой прилегающий воротник шалька, выкройка. Такой пришивной воротник шалька состоит из двух деталей верхнего и нижнего воротника. При раскладке на ткань положить выкройку серединой на сгиб ткани по долевой нити. Припуск на швы по линии пришивания 0,7-1см по внешнему краю 0,5-0,7см, деталь нижнего воротника уменьшить на 0,2см, чтобы нижний край воротника не выступал из под верхнего в готовом виде.

Такой воротник можно раскроить и по долевой нити, это делается, если ткани не хватает. В таком случае при раскладке на ткань середину выкройки кладут по косой нити, воротник в таком случае будет со швом посередине верхнего и нижнего воротника. Для пришивания воротника к горловине использовать подкройную обтачку шириной 5-6см по форме и вырезу горловины. Можно использовать косую бейку.

Воротник шалька для блузки и платья. Воротник шалька со свободными концами, которые можно завязывать свободным узлом или в бант. Рекомендуется для блузок без застежки. Чтобы воротник хорошо лежал на изделии надо расширить и углубить вырез горловины, так как показано на чертеже выкройки.

Воротник шалька с длинными концами, разной длины. Воротник для блузок и платьев, с цельнокроеными длинными концами, сложенными в виде галстука. Состоит из двух деталей. Для построения выкройки надо расширить росток на 1см и заглубить его на 0,5см. Горловину расширить вверх на 1см, вниз на 1,5см и заглубить вырез на 10-13см. В низу выреза наметить две петли для продергивания воротника.

Шалеобразные воротники отличаются большим разнообразием формы отложной части, которая зависит от модного направления (рис. 9.41).

Особенность состоит в том, что верхний воротник всегда выкраивают с подбортом. Нижний воротник может быть притачным или цельнокроеным с полочкой. Поэтому шалеобразные воротники обрабатывают двумя способами.

Первый способ: воротник-талька с притачным нижним воротником

Нижний воротник подборта укрепляют клеевой прокладкой. В изделии должны быть стачаны плечевые швы, средний шов спинки. Подворотник лицевой стороной накладывают на лицевую сторону изделия, уравнивая срезы, и втачивают со стороны подворотника швом 0,7-1 см. Припуск на шов надсекают в нескольких местах и разутюживают (рис. 9.42). Если в изделии не

предусмотрена подкладка, то припуск на горловине полочки надсекают у плечевых швов и между надсечками его заутюживают на подворотник, а ниже надсечек -разутюживают (рис 9.43).

Обе части верхнего воротника с подбортами складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, и стачивают швом 0,7-1 см (рис. 9.44). Прокладку со шва вырезают, шов разутюживают. Затем верхний воротник лицевой стороной накладывают на лицевую сторону изделия, совмещая все контрольные надсечки и уравнивая срезы, наметывают. Машинную строчку ведут со стороны изделия швом 0,7-1 см. Припуск шва на закруглениях рассекают (рис. 9.45). Для образования переходного канта припуск на ширину шва до первой петли заутюживают на верхний воротник, а ниже первой петли — на полочку (рис. 9.46). Затем ггодборт перегибают на изнаночную сторону изделия, выметывают кант и приутюживают. Нижний воротник слегка сгибают и подборт и верхний воротник косыми сметочными стежками наметывают на нижний воротник и полочки (рис. 9.47).

Внутренний край верхнего воротника и подборта обрабатывают в зависимости от вида ткани.

В изделиях из хлопчатобумажных тканей этот срез подгибают на изнанку на 1 см и настрачивают на изделие по всей длине на расстоянии 0,1-0,2 см от сгиба (рис. 9.48).

В изделиях из шелковых и шерстяных тканей подборт надсекают в угол почти до линии шва. Припуск шва между надсечками подгибают внутрь и пришивают ко шву притачивания воротника ручными потайными стежками. Подборта прикрепляют к плечевым швам (рис.9.49), а от плечевых швов по всей длине соединяют с изделием ручными прикрепками через каждые 5-8 см.

Если предусмотрено моделью, то по краю воротника прокладывают отделочную строчку.

Второй способ: воротник-шалька с цельнокроеным нижним воротником

На рис. 9.50 изображена полочка с цельнокроеным нижним воротником.Стачивают плечевой шов изделия до точки пересечения со швом притачивания воротника (рис. 9.51). Припуск надсекают к последнему стежку строчки. Детали воротника складывают лицевыми сторонами внутрь и стачивают средний шов. Припуск на шов разутюживают. Воротник складывают лицевой стороной с лицевой стороной изделия и стачивают от одной надсечки до другой (рис. 9.52). Припуск шва надсекают в нескольких местах. Плечевые швы разутюживают, а шов втачивания воротника заутюживают на воротник. Дальнейшая обработка соответствует ранее приведенному описанию.

Если на детали полочки имеется вытачка, заканчивающаяся у шва притачивания воротника, то ее разрезают по центру на 5-6 см. Затем стачивают плечевые швы и разутюживают их (рис. 9.53). Стачивают средний шов воротника и разутюживают. Далее складывают нижний воротник со спинкой лицевыми сторонами и стачивают по горловине спинки и по вытачкам. Припуски на шов надсекают (рис. 9.54). Вытачки заутюживают в сторону бортов, припуск шва притачивания воротника заутюживают на воротник. Дальнейшая обработка аналогична предыдущей.