Конспект организации образовательной деятельности в первой младшей группе «Золотая осень» план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему. Проект в первой младшей группе "осень" Тема осень первой младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №35
г. Санкт-Петербург
Конспект организации образовательной
деятельности в первой младшей группе
«Золотая осень»
Воспитатель: Рвачева О.Н.
2015
Конспект организации образовательной деятельности в первой младшей группе
«Золотая осень»
Цель: Познакомить детей с временем года осень, с ее характерными признаками.
Задачи:
«Речевое развитие» | Обогащать словарь детей (Осень золотая, пестрая, разноцветная; небо серое, хмурое). Учить узнавать на картинках осенние признаки природы: «светит солнышко», «плывет туча», «идет дождь», «появились лужи», «на деревьях пожелтели и опадают листья», «дети на прогулку надевают теплые вещи». |
«Познавательное развитие» | Продолжать учить выделять цвет (красный, зеленый, желтый), величину (большой и маленький). |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Помочь детям «увидеть» красоту осенней природы. |
«Физическое развитие» | Развивать двигательную активность путем использования на занятии здоровьесберегающих технологий (Пальчиковая игра «Дождик», Игровое упражнение «Через лужи я скачу», Физкультминутка «Листья».) |
Методы и приемы:
Практические: Пальчиковая игра «Дождик, игровое упражнение «Через лужи я скачу»,
игровое упражнение (дыхательная гимнастика) «Ветерок», игровое упражнение «Найди лист по цвету», физкультминутка «Листья».
Наглядные: Демонстрационный материал - картины на тему осени, листочки осенние разных цветов и размеров.
Словесные: Беседа по картинам, проговаривание стихотворения, вопросы.
Материалы и оборудование: Осенние картины на мольберте, вырезанные осенние листочки (большие и маленькие, красные, желтые, зеленые), магнитофон с аудиозаписями «Вальс осени», «Через лужи я скачу».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим с вами об осени. Я приглашаю вас посмотреть картинки. (Педагог обращает внимание на картины на мольберте). Какое время года на картинках, кто догадается? (Побуждает ответить: «Осень»). Мы ходили с вами на прогулку и наблюдали за осенними явлениями. Сначала солнышко светило ярко, нам было светло, тепло, радостно. (Побуждает повторить слова - «тепло», «светло», «ярко», «радостно». Обращает внимание на солнышко).
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку!
(Побуждает порадоваться, похлопать в ладошки).
Воспитатель: Но с каждым днем осенью солнышко светит все реже, оно мало греет. Небо все чаще бывает серым, хмурым. Становится все холоднее и холоднее.
В небе мы видели с вами тучи. Что это? (Побуждает повторить слово «тучи»). Осенью бывают дожди. (Обращает внимание на картинки).
Пальчиковая игра «Дождик».
Была тишина - тс-с-с, тишина - тс-с-с, тишина - тс-с-с | На каждое слово «тишина» прикладываем палец к губам и произносим «тссс» |
Вдруг силою ветра сменилась она - ш-ш-ш. | В это время поднимаем руки вверх, раскачиваем в стороны, как качающиеся деревья, и изображаем ветер, дуем «шшш» |
И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, | Начинаем стучать пальчиками одной руки по ладошке другой. И наоборот. |
Закапал, закапал, закапал по крыше. | Теперь стучим ладошками (тихо) |
Наверно, сейчас барабанить он станет. | Усиливаем стук ладошками (громче) |
Уже барабанит, уже барабанит! | И сильно-сильно стучим ладошками (громко) |
Воспитатель: Когда идет дождик - на земле, на асфальте появляются лужи.
Игровое упражнение «Через лужи я скачу» (звучит музыка)
Воспитатель: Осенью дует холодный ветер, качает деревца.
Игровое упражнение (дыхательная гимнастика) «Ветерок»:
Я ветер сильный, я лечу, | Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос. |
Лечу, куда хочу! | Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть. |
Хочу налево посвищу, | Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох. |
Могу подуть направо, | Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох. |
Могу и вверх и в облака, | Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот. |
Ну, а пока я тучи разгоняю! | Круговые движения руками. |
Воспитатель: Ветер дует и сдувает с деревьев листочки. Листочки летят на землю. Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе. Давайте мы с вами подуем на листочки, как ветерок, и посмотрим, как они кружатся, летят.(Изобразить ветерок, подуть на листья).
Воспитатель: Ребята посмотрите на осенние деревья. Какого цвета листочки?
Дети: Зеленые, желтые, красные. (Показывает и называет цвет, повторяет с детьми).
Воспитатель: Летом все листья были зеленые. (Побуждает назвать «зеленый» цвет, показать зеленые листья).
Воспитатель: На деревьях осенью появляется много желтых, золотистых листьев. Осень называют «золотой». (Обращает внимание на картинку, на листья, побуждает повторить слова «желтый», «золотой», предлагает показать названный цвет).
Воспитатель: Осень называют разноцветной, пестрой, потому что появляются на деревьях еще и красные листья. (Побуждает назвать слово «красный», показать красные листья). Листья опадают, под ногами - разноцветный ковер из листьев - зеленых, желтых, красных.
Воспитатель: А какие листья по размеру? Они одинаковые? Посмотрите!
Дети: Нет, не одинаковые! Большие и маленькие.
Воспитатель: Листья бывают большие, бывают маленькие.
Ребята, возьмите себе один листочек - какой вам больше всего нравится. (С каждым ребенком уточняется окраска и размер листика).
Воспитатель: Посмотрите, на столах - большие листочки - зеленый, желтый, красный. Сколько листьев на столе? (Побуждает сказать: «один», «по одному»). Давайте мы маленькие листочки разложим к большим листьям.
Игровое упражнение «Найди лист по цвету».
На столах разложены большие листья (на одном столе - желтого цвета, на другом - зеленого, на третьем - красного). Предложить детям маленькие листья разложить в соответствии с цветом (К большому желтому - маленькие желтые. И т.д.).
Воспитатель: Сколько стало листьев на столе?
Дети : Много!
Воспитатель: Какие красивые листочки подарила нам осень. Все листочки нашли свое место, встали в хоровод - желтый, красный, зеленый. (Показывает).
Давайте и мы представим с вами, что мы - осенние листочки.
Физкультминутка «Листья». (звучит » Осенний вальс).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите на них интересного? Что вы заметили? (Побуждает увидеть интересное и рассказать - гриб вырос в осеннем лесу, дети гуляют под зонтиком и пр.)
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательно рассматривали картинки, увидели много интересного, играли с листиками, перешагивали «лужи».
Воспитатель: Ребята, посмотрите: нам осень приготовила сюрприз (грибочки, фрукты, листочки)! (Угощает детей или предлагает обыграть).
Проект для первой младшей группы №1«Золотая осень».
Первая младшая группа №1.
Срок реализации : 1,2 неделя октября
Цель: Познакомить детей с признаками и явлениями осени.
Проблема:
Дети плохо знают сезонные особенности родного края. Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?». Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатели решили проводить работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.
Передавать в рисунке красоту окружающей природы.
Развивать эстетическое восприятие.
Возраст детей: 2 года.
Продолжительность: 2 недели.
Участники проекта: дети, воспитатель.
Форма реализации:
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
непосредственно образовательная деятельность;
беседы, рассматривание иллюстраций,
Оборудование: стихи , муляжи фруктов и овощей, салфетки, краски, иллюстрации осени.
Конечный продукт: развлечение «Осень»
Предполагаемый результат:
Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
Пополнится словарный запас;
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми:
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Разучивание стихотворений об осени.
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
Рисование на тему осени.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Чтение художественной литературы, просмотр м/ф, беседы, занятия, наблюдения, рисование, дидактические игры.
Чтение художественной литературы: |
И. Бунин «Листопад», «Ходит осень по дорожке», «Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать.» |
Просмотр м/ф: |
«Муха цокотуха», «Мешок яблок», «Осенние зарисовки». |
Беседы и занятия: |
б. «Ходит осень по дорожке», б. «Осень пришла, урожай нам принесла» |
Наблюдения: |
Проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию. |
Рисование: |
«Рябина», «Дождь». |
Дидактические игры: |
«Овощи и фрукты», «Назови овощ или фрукт», «Чего не стало», |
Пальчиковые игры: |
«Мы капусту рубим», «Падают листья», «Это деревья в лесу…» |
Хороводы: |
«Есть у нас огород», «Что нам осень принесла» |
Заключительный этап:
Развлечение «Золотая осень»
Фотоочет.
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Среднесрочный проект «Осень золотая»
в первой младшей группе.
Подготовила воспитатель: Бовыкина И.В.
Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Тип проекта.
Познавательно - творческий.
Сроки реализации:
Участники проекта:
Дети, педагоги, родители.
Возраст детей.
Первая младшая группа.
Цель проекта:
Создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания.
ЗАДАЧИ.
Дать воспитанникам элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада) .
Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Предварительная работа:
Иллюстрационного материала по теме «Осень»: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
Чтение русских народных сказок «Репка», «Вершки и корешки»;
Прослушивание песенок про осень;
Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим, рубим…»
Рассматривание стенда «Времена года».
План реализации проекта.
Социально – коммуникативное развитие.
Игровая деятельность.
1. Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Задачи: поощрять желание детей самостоятельно одевать и раздевать куклу. Формировать начальные культурно – гигиенические навыки.
2. Дидактические игры: «Собери листочки – красного цвета», «Кто в гости пришёл? », «Дует, дует ветер», «Что нам осень подарила? », «Чудесный мешочек», «Когда это бывает? »
Задачи: Развитие умения собирать листочки только по – одному признаку (по цвету) Развитие внимания, памяти, слуховой дифференциации и тактильных ощущений.
3. Наблюдения:
Задачи: Привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.
«Безопасность»
ОБЖ 1. Беседы с детьми с показом развивающих мультфильмов: «Когда на улице дождь, то… ».
Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в осенний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.
2. Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи как правильно». Цель: Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.
3. Режимные моменты :Задачи: Продолжать учить детей самостоятельно одеваться в правильной последовательности, вытирать руки и лицо своим полотенцем. Формирование привычки ежедневно делать зарядку.
«Труд» 1. Поручения: «Собери букет из листьев»
Цель: Развивать умение совместно со взрослым и под присмотром взрослых на прогулке собирать листочки.
Наблюдения: Задачи: Привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.
«Познавательное развитие»
Познавательно – исследовательская деятельность.
.«Собери листочек», «Птичка».
Задачи: Учить детей выкладывать из частей целый рисунок. Продолжать учить различать большая, маленькая.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности, в режимных моментах). 1 «Овощной магазин», «Что нам осень подарила». Цель: Учить детей отвечать на вопросы. Конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где, что растет. Учить рассматривать предметы.
2. Рассматривание картины «Осень» Цель: Уточнить и обогатить представления детей о осени.
3. Рассматривание дерева: Цель:Учить рассматривать части дерева и отвечать на вопросы.
ФЭМП : - большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало.
Игры – эксперементы: «Теплый – холодный», «Вертушка»
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».
«Художественно-эстетическое творчество»
Продуктивная 1. Рисование на темы: «Золотой листочек», «Дождик – кап. Кап, кап… », « Осеннее дерево», «Грибочки», "Ветка рябины"..
Задачи: Развивать умение рисовать кистью, пальчиками и гуашью, знание основных цветов красного, зеленого, желтого. Учить аккуратно пользоваться гуашью, правильно держать кисть и карандаш. Воспитывать аккуратность.
2. Лепка темы: «Рябинка», «Морковка». Цель: Закреплять умение раскатывать пластичную массу круговыми движениями.
«Речевое развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности и режимных моментах. 1. Рассматривание картины «Катя на прогулке»
Задачи: Уточнить и обогатить представления детей. Активизировать словарь по теме «осенние признаки». Учить детей внимательно слушать и наблюдать. Формировать способность детей к диалогической речи.
2. Театрализованный показ сказки «Репка».
Задачи: Помочь детям запомнить сказку. Вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь.
Чтение художественной литературы.
Совместная деятельность взрослого и детей 1. Чтение стихотворения А. Барто из серии «Игрушки»; «Наши уточки с утра», «Пошел котик на торжок»,…
Физическое развитие.
Физическая культура. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Подвижные игры: «Листопад», «Поедем в лес», «У медведя во бору», «Птички и дождик», «Прокати куклу».
Задачи: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.
Работа с родителями:
1. Дома вместе с детьми изготовляют поделки из природного материала для последующей выставки в детском саду «Цветы – удивительной красы».
3. Консультация для родителей «Одежда для прогулки».
Итог проекта
Умение называть осенние природные явления, показывать их на иллюстрациях с изображением осени.
У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
Продукт проекта
1. Выставка детской коллективной работы «Золотой листочек».
2. Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома «Цветы – удивительной красы».
3.Данный проект не требует значительных финансовых вложений и может быть реализован педагогом любого детского сада на практике.
Литература
1. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
2. О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Первая младшая группа детского сада.
3. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
4. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
5. Сайты интернета.
Любовь Перескокова
Тематическое планирование в первой младшей группе по ОО «Социализация» в соответствии с ФГТ «Краски осени»
Тема: "Краски осени"
Задачи:
1. Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
2. Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
Игровая деятельность:
С/р игра «Оденем Куклу на прогулку»
Д/и «Прогулка в лес». Цель: сформировать у детей понятия: высокий - низкий, толстый – тонкий.
Д/и «Найди такой же»
Д/ и «Чудесный мешочек»
Коммуникативная деятельность:
Рассматривание картины «Осень»
Игра «Угадай, чего не стало»
Познавательно-исследовательская деятельность:
Беседа «Листопад, листопад листья желтые летят»
Чтение:
Заучивание потешки «Дождик, дождик»
Чтение Е. И. Тесеевой «Листопад». Цель: учить детей слушать и понимать литературные произведения с опорой на иллюстрации
Музыкально-художественная деятельность:
Слушание «Осенью» муз. С. Майкапара
Пение «Дождик» р. н. мелодия, обр. В. Фере
Муз. ритм. движения «Дождик» муз. и сл. Е. Макшанцевой
Продуктивная деятельность:
Рисование «Кап, кап, кап…»,
Коллективное рисование «Красная ягодка клюква выросла на болоте» (тампоном)
Аппликация «Падают, падают листья», "Чашка с разноцветными яблоками"
Лепка «Зернышки для птички», «Яблочки для куклы Маши»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Обратить внимание детей на предметы осенней одежды и обуви, уточняя их назначение и цвет.
Создать условия для игр с водой.
Рассматривание листочков на прогулке.
Разучивание потешек, приговорок, закличек по теме
Вызвать активность детей при подпевании и пении.
Поощрять самостоятельное одевание и раздевание на прогулку
Самостоятельная деятельность
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками
Обращать внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.
Создать условия для рассматривания выставки семейных фотографий «Краски осени»
Предложить детям для самостоятельного рассматривания книжки, картинки для общения детей друг с другом.
Внести колокольчики, металлофоны с целью развивать умение различать звуки.
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Организовать выставку семейных фотографий «Краски осени»
Организовать домашнее чтение.
Казенное учреждение Урайский специализированный Дом ребёнка
Воспитатель: Прохорова О.М.- «Тематическое планирование-
На тему: «Социализация детей 1-ой младшей группы.»
Образовательная область «Социализация».
«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
● приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
● формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности , патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Содержание программы социального развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на составление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка , его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям. Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста.
Блочно-тематический план 1-я младшая группа
Раздел «Человек среди людей» |
|||
Блок «Я человек: я – мальчик, я – девочка» |
|||
СЕНТЯБРЬ |
|||
Тема | Задачи развития | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Человек среди людей | - Формировать первоначальные представления о себе как носителе видовой человеческой сущности (имя, специфика внешнего вида); Содействовать развитию первоначальных умений распознавать человека на картинках, иллюстрациях, фотографиях; | Познавательная деятельность : Игра – занятие на тему «Кто мы такие», Рассматривание фотографий, иллюстраций на тему «Найди свое место» (4, с.24) | Зеркала разной величины и формы |
Речевая деятельность: Речевая игра «Ходит Ваня» Разучивание потешек с именами детей: «Уж, я Танюшке пирог испеку…»; «Наша Маша маленька…» Чтение литературных произведений: «Маша обедает» (С.Капутикян», «Федотка» (К.Чуковский) | Наглядный материал Картотека художественных произведений |
||
Музыкальная деятельность: Пение песен и попевок: «Кто нас крепко, любит» (Музыка и слова И.Арсеева), «Вот как мы умеем» (музыка Е.Тиличеевой, слова Н.Френкель» | Картотека песен и попевок |
||
Игровая деятельность: Речевые дидактические игры: «Где мой пальчик» (Соконская Н.); «Расскажи о себе» (4-с.25); «Угадай, кого не стало?» (4.с.26); «Угадай, кто позвал?» (10. с.52) Подвижные игры: «Мы веселые ребята». (8) | Картотека речевых игр |
ОКТЯБРЬ |
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Мы такие разные | - Конкретизировать певоначальные представления о собственной принадлежности в соответствии с внешними признаками (одежда, прическа); - Содействовать развитию первоначальных умений проявления заботы, внимания и отношению к людям разного возраста ; Способствовать использованию информации в речевой, изобразительной коммуникативной деятельности | Познавательная деятельность : Занятие на тему «Мы- мальчики и девочки»; Рассматривание альбомов: «Одежда девочек и мальчиков», «Моя семья», игрушек (куклы: мальчик и девочка). | Тематические альбомы: «Мальчики», «Девочки», «Одежда мальчиков и девочек», «Моя семья». |
Речевая деятельность: Чтение произведений художественной литературы: А.Барто, П.Барто «Девочка – рёвушка», «Спи младенец…» М.Лермонтов (из стихотворения «Казачья колыбельная»); «Все спят» (С.Капутикян) Разучивание потешек: «Ваня, Ваня – простота…», «Наша Маша» | Картотека произведений |
||
Рисование на тему «Украсим платок колечками, кружочками»; Аппликация «Машина для мальчиков» | Образцы платков |
||
Музыкальная деятельность: Слушание музыки: «Микита» (белорусская народная мелодия, обр. С.Полонского); «Юрочка» (белорусская народная плясовая мелодия, обр. Ан.Александрова). | Фонотека |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Одень Таню и Ваню», «Кому что нужно»; Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Картотека игр Сундук «Ряженья» |
Раздел «Человек в культуре»
|
|||
Блок «Русская традиционная культура»
|
|||
НОЯБРЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашние животные | - Формировать первоначальные представления о домашних животных и их детенышах (кошка, корова, собака, курица), об их значение в жизни человека Стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек, вождении хороводов; Способствовать проявлению полученных впечатлений в специально организованной деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной | Познавательная деятельность : Рассматривание картин: «Кошка с котятами», «Корова с теленком», «Петушок и курочки»; | Серия картин «домашние животные» |
Речевая деятельность: Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»; Пальчиковая гимнастика: «Пальчик – мальчик где ты был?»; Разучивание и обыгрывание потешек: «Пошел котик на «Торжок…»; «Из-за леса, из-за гор…» Отгадывание загадок о животных Чтение литературных произведений: «Спала кошка на крыше…» (Л.Толстой); «Был у Пети и Миши конь…» (Л.Толстой»; «Кто сказал «Мяу»» (В.Бианки», «Желтячок» (Н.Павлова). | Иллюстрации к сказке Картотека потешек, загадок |
||
Изобразительная деятельность: Коллективная лепка по теме «Заборчик для петушка». | Тематическая выставка |
||
Музыкальная деятельность: Разучивание и исполнение песенок: «Кошка» (музыка Ан.Александрова, слова Н.Френкель»; «Собачка» (Н.Комиссаровой); «Кошечка» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой». | Фонотека детских песен |
||
Конструктивная деятельность: Постройка: «Домик для собачки» (9,с.101); «Лесенка для кошки» (9, с.112) | Образцы построек |
1 | 2 | 3 | 4 |
Театрализованная деятельность: Обыгрывание потешек: «Заяц Егорка…», «Наши уточки с утра…» | Атрибуты для обыгрывания потешек |
||
Игровая деятельность: Музыкальные игры: «Кошка и котята» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой); «Где ты, зайка?» (русская народная мелодия, обр. Е.Тиличеевой); Дидактические игры: «Кто как кричит?» (6, с.51); «Чьи детки?» (10, с.48); Подвижные игры: «Наседка и цыплята» (6, с.113); «Кот и мыши» (6, с.120); «Воробушки» (6, с.93), «Лохматый пес» (8, осень) | Атрибуты для игр (маски, детали костюмов) Изображения животных и детенышей Атрибуты к играм. |
Раздел «Человек среди людей» |
|||
Блок «Моя семья»
|
|||
ДЕКАБРЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Состав семьи | - Конкретизировать первоначальные представления о составе семьи ; Содействовать развитию первоначальных умений распознавать членов семьи на картинках, иллюстрациях, фотографиях (папа, мама, бабушка, дедушка); Способствовать использованию информации в речевой, изобразительной, музыкальной деятельности. | Познавательная деятельность : Беседа «С кем я живу». | Фотоальбом «Моя семья» |
Речевая деятельность: Рассматривание картин: «Купаем куклу», «На прогулке»; Пальчиковая гимнастика: «Моя семья…» Чтение сказок: «Маша и медведь» (обр. Булатова М.); «Козлятки и волк» (обр. К.Ушинского. | Сюжетные картинки Картотека сказок, иллюстраций к сказкам |
||
Изобразительная деятельность: Аппликация «Украсим маме сарафан». | Выставка детских работ |
||
Музыкальная деятельность: Пение песенки А.Пахмутовой «Жили-были», «Баю» (колыбельная музыка М.Раухвергера); «Ладушки» (русская народная мелодия); «Кто нас крепко любит» (музыка и слова И.Арсеева) | Фонотека (картотека) песен |
||
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевая игра «Семья» (2, с.34-36); «Еду, еду к бабе к деду» (10, с.65); «Куклы пришли в гости» (4, с.40); «Мамины помощники» (9, с.105); «Мама согревает» (9, с.73) | Атрибуты к игре |
Блок «Дом ребенка – мой второй дом» |
|||
ЯНВАРЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Хорошо у нас в Доме ребенка | - Формировать первоначальные представления о назначении отдельных помещений Дома ребенка, его сотрудниках; Содействовать развитию первоначальных умений выполнять требования к поведению в Доме ребенка ; Способствовать использованию информации в разных видах деятельности. | Познавательная деятельность : Занятие на тему «Хорошо у нас в группе»; Рассматривание иллюстраций на темы: «Мы играем», «Хорошо у нас в группе». | Тематические альбомы. Иллюстрации, фотографии. |
Речевая деятельность: Рассматривание и описание игрушек; Чтение и заучивание стихов Н.Найденовой «Наш детский сад», А.Барто (из цикла «Игрушки»). | Наборы игрушек. |
||
Изобразительная деятельность: Рисование на тему «Моя любимая игрушка»; | Выставка любимых игрушек и работ детей. Тематический альбом. Образцы неваляшек. |
||
Музыкальная деятельность: Слушание и пение песни А.Лусиняна «У цыплят детский сад». Музыкальная игра «Гостьюшка» (музыка Магиденко М), «Вот как мы умеем» (музыка Е.Теличеевой, слова Н.Френкель), «Пляска с куклами», «Пляска с платочками» (нем.плясовые и народные мелодии, слова А.Ануривой). | Фонотека (картотека) песен Настольно-печатный материал. |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «День рождения у куклы Кати» (4, с.26), «Чудесный мешочек» (10, с.37), «На нашем участке» (9, с.97). Подвижные игры: «Идите ко мне, бегите ко мне» (4, с.22), «Покатай мишку (куклу, зайку)» (4, с.38), «Дед Мороз» (8, зима), | Атрибуты к играм Игрушки, костюмы, бубен. |
Блок «Мужчины - женщины»
|
|||
ФЕВРАЛЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Внешние различия мужчины и женщины | - Формировать первоначальные представления о своей семье, о возрастных различиях родственников. Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей. - Содействовать развитию первоначальных умений , проявлять внимание, заботу о людях разного возраста. | Познавательная деятельность : Рассматривание иллюстраций на тему: «Мужчины и женщины». | Тематические альбом. |
Речевая деятельность: Беседы: «О мамах и папах», «О бабушках и дедушках» (как одеваются, какую прическу носят, что любят делать). | Тематические альбомы: «Мужские и женские прически», «Увлечения мужчин и женщин». |
||
Изобразительная деятельность: Аппликация: изготовление открыток папам и дедушкам, мамам и бабушкам». | Выставка подделок. |
||
Музыкальная деятельность: Равлечение «Будем сильными и смелыми». Пение песни Ю.Слонова «Мы – солдаты», «Марш и бег» (музыка Е.Теличеевой, слова Н.Френкель). | Костюмы, атрибуты. Фонотека (картотека) песен. |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Кому что нужно», «Кто что делает» (6, с.191). Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская» (2, с.34). «Магазин» (2, с.35), «Семья» (2, с.34); «Поликлиника» (2, с.35). |
Раздел: «Человек в культуре» |
|||
Блок «Русская традиционная культура » МАРТ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Русские народные праздники | - Конкретизировать первоначальные представления о русских народных праздниках (Масленица). Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора. Стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов , исполнении плясок, участии в народных праздниках. | Познавательная деятельность : Наблюдение за проведением праздника Масленицы в старших группах | Атрибуты, костюмы. |
Речевая деятельность: Заучивание стихов, потешек, поговорок к праздникам: «Солнышко, ведрышко…» и др… | Тематическая картотека стихов, потешек, поговорок. |
||
Музыкальная деятельность: Знакомство с народными инструментами: рожок, бубуен, свистулька. Исполнение народных песен и хороводов на праздниках. | Выставка народных музыкальных инструментов |
||
Игровая деятельность: Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит»; «Наша погремушка» (музыка И.Арсеева, слова И.Черницкой). «Бубен» (русская народная мелодия, слова Е.Макшанцевой); «Погремушка, попляши» (музыка И.Арсеева, слова И.Черницкой); «Стуколка» (украинская народная мелодия) Разучивание традиционных праздничных подвижных игр: «Вейся, венок» (8, осень); «Раздувайся, мой шар» (8, осень); «Пляшут малыши» (6, с.73); «Все захлопали в ладоши» (6, с.74); «Ой, что за народ?» (8, весна); «Музыкальные ребята» (8, лето); Подвижная игра «Волшебная дудочка» (9, с.85); «Карусели». | Атрибуты к игре. Маски, элементы костюмов. Дудочка, шапочки птиц. Венок с разноцветными лентами – «карусель» |
|
|||
АПРЕЛЬ |
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Жилище русского человека | - Конкретизировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище, его устройство, предметы быта; Способствовать проявлению полученных впечатлений в специально организованной деятельности. | Познавательная деятельность : Игра-занятие «Дом». Беседы на темы «Мебель», «Посуда», «Одежда». | Настольные печатные игры. Наглядный материал. |
Речевая деятельность: Игра-занятие «Уложим куклу спать». Рассказывание сказок и рассматривание иллюстраций: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь» (обр. М.Булатова). Разучивание потешек и колыбельных песенок: «Баю» (колыбельная, музыка М.Раухвергера) «Колыбельная» (музыка М.Красева), «Серенькая кошечка» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой) | Кукла, колыбель. |
||
Изобразительная деятельность: Коллективная аппликация «Заюшкина избушка». | Набор «Строитель», образцы избушек. |
||
Музыкальная деятельность: Прослушивание русских народных песен: «Ах вы, сени», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я». | Фонотека русских народных песен. |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Построим мишке дом» (9, с.111), «Калачи из печи» (9,с.66), «Подбери посуду для куклы» (10, с.42), «Подбери окошко к избушке». Игра-ситуация «В гостях у кукол» (9, с.55) | Строитель. Набор посуды для кукол (разного цвета). Русский костюм, убранство для русской избы. Настольно-печатный материал. Куклы в платьях разного цвета. |
1 | 2 | 3 | 4 |
|||
Конструктивная деятельность: Конструирование избушки для зайчика, лавки, колыбели (2,с.34); (9, с.111); (4, с.42) | Наборы | - Формировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: посуда (миска, горшок, ложка, самовар), знакомить детей с их назначением; Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа. | Познавательная деятельность : Игра-занятие «Какая бывает посуда» Игра – занятие «Угостите гостей овощами и фруктами» (4, с.40). Наблюдение за приготовлением салата из овощей. | Выставки: «Глиняная и деревянная посуда». «Натюрморты из овощей и фруктов» |
||
Речевая деятельность: Рассказывание сказок: «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок». Разучивание потешек: «Сорока - белобока», «Варись, варись, кашка…», «Пошел котик на Торжок…», «Огуречик, огуречик…». Чтение литературных произведений: «Маша обедает» (пер. с арм. Т.Спендиаровой) С.Капутикян. | Пальчиковый театр, иллюстрации. Картотека потешек. |
|||||
Изобразительная деятельность: Рисование на темы: «Овощи и фрукты», «Узор на тарелочке». Аппликация «Фрукты в вазе». Лепка: «Овощи и фрукты», «Миски для трех медведей» | Образцы для рисования и аппликации; Тематическая выставка. Муляжи овощей, фруктов, иллюстрации к сказке «Три медведя». |
|||||
Музыкальная деятельность: Разучивание и исполнение попевок: «Ладушки, ладушки», «Скок-поскок…». Пение песни «Я пеку, пеку, пеку…» Обучение элементарным приемам игры на ложках. | Картотека попевок, иллюстрации. Деревянные ложки. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Узнай на вкус»(10, с.38), «Овощной магазин» (9, с.101), «Что растет на огороде?» (9, с.97), «Чудесный мешочек» (10, с.37); «День рождения у куклы Кати» (с самоваром) (4, с.26). Настольно-печатные дидактические игры: «Фрукты, овощи и ягоды», «Что изменилось?» (4, с.26), «Сделай целое» (4, с.40) | Яблоко, лимон, соль, сахар. Муляжи овощей и фруктов, красивый мешочек. Настольно-печатный материал. Кукольная посуда для чаепития, самовар. Картинки с овощами и фруктами (из 2-х, 3-х, 4-х частей) |
ЛИТЕРАТУРА:
Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. «Социальное развитие детей 3 – 7 лет». (Блочно-тематическое планирование, 2011 г.)
Голицина Н.С. «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении» (1 младшая группа).
Васильева М.А. (под редакцией: В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) «Развернутое перспективное планирование» (1 младшая группа).
Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» (2008 г.)
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» (2010 г.).
Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет»
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
Томашпольская И.Э. «Развивающие игры для детей 2 – 8 лет».
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» (1 младшая группа). (2008 г.).
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».