План самообразования по родному краю. План по самообразованию тема. Создание предметно – развивающей среды

12.02.2024 2018-2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №34 «Радуга»

Елабужский муниципальный район

План по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Выполнил: воспитатель 1 мл.гр.

Хисматуллина Ф.А.

г.Елабуга

Актуальность темы. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Цель : формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.

Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

Перспективный план


Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

Методическая работа

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию на прогулке в ДОУ по всем возрастным группам.

Картотека прогулок

В течение года

Изучение методической литературы по теме

Оформление и пополнение папки

Постоянно

Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Наглядный материал

В течение года

Консультация для педагогов на тему: «Экологик тәрбия биргәндә җирле төбәк өлешләрен куллану»

Доклад

Ноябрь

Открытое занятие для воспитателей МБДОУ №34 «Радуга»

Конспект

Февраль

Работа с детьми

Беседы на темы «Что нас окружает? », «Домашние животные», «Дикие звери» и др.

Наличие конспектов бесед

Постоянно

Конспекты занятий по экологии

Конспекты

Постоянно

Прогулки



В течение года

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Пособия для практической деятельности

Ноябрь-январь

Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей

Выставка игр, пособий для практической деятельности

Февраль-март

Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Наблюдение

Март-апрель

Чтение детям пословиц, потешек, загадок об экологии

Контроль по ВМР

Постоянно

Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Организация и проведение прогулок

Май

Работа с родителями

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Конспекты

Октябрь

Буклет «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей»

Буклет

Октябрь-ноябрь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Выставка

Декабрь

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»

Результаты анкетирования родителей

Январь

Консультация на тему «Мәктәпкәчә яшьтәге балаларга уеннар аша экологик тәрбия бирү»

Конспект

Февраль

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Выставка

Март

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Выставка

Апрель

Акция «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада)

Участие

Май

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя! » (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)

Выставка

Июнь

План работы по самообразованию воспитателя

Рахматулиной Галины Матвеевны

на 2015-2016 год.

Тема: «Моя малая Родина!»

Актуальность: В настоящее время в нашей стране (как и в мире) снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей, сформированность которых является показателем целостной личности. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, потому как на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель работы по самообразованию : расширить и углубить общепедагогические знания о родном крае, о малой родине, о самых красивых местах края, его достопримечательностях; повысить общекультурный уровень.

Формы работы по ознакомлению с родным краем .

  1. Информационный этап: изучение научно-методической литературы об истории и культуре Донского края; отобрать соответствующий материал, который позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
  2. Внедрение в практику:
  • Создать Центр краеведения по ознакомлению с родным краем. В соответствии с этим подобрать материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном облике края, содержание которого отражено фотографиями, альбомами, макетами.
  • Подобрать материал о заповедных местах Донского края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
  • Приобрести карту Ростовской области с гербами районных центров.
  • Оформить «уголок горницы», где размещались бы предметы и элементы быта народа, населяющие Донской край.
  • Приобрести серию дидактических игр по ознакомлению с родным краем.
  • Привлечь родителей по ознакомлению детей с родным краем (организация экскурсий, совместных праздников, маршрута выходного дня (музей, библиотека и др.))
  1. Представление опыта работы:
  • Участие в педагогических чтениях;
  • Разработка конспектов занятий с детьми;
  • Оформление информационного уголка для родителей.

Ожидаемый результат:

  • Систематизировали и закрепили знания детей об истории Донского края - малой Родины, традициях и образе жизни человека, живущего на Дону.
  • Возник интерес детей к истории Донского края.
  • Совместная творческая деятельность с родителями помогла развитию познавательных способностей ребенка, формированию его жизненных ориентиров.

Тематическое планирование занятий по знакомству с родным краем.

Месяц

Вид деятельности и тема занятия

Дата проведения

Сентябрь

Тема беседы: «Путешествие по родному краю»

  1. Наш край на карте мира

15.09.2015

  1. Наш край – Ростовская область.

23.09.2015

  1. Наши соседи.

30.09.2015

Октябрь

Тема: «От Дикого поля до Ростовской области»

  1. Историческое прошлое Донского края

14.10.2015

  1. Ростовская область – «Ворота Кавказа»

22.10.2015

  1. История возникновения главного народа Ростовской области.

28.10.2015

Ноябрь

Тема: «Государственные символы нашего края»

  1. Знакомство с гимном, флагом, гербом.

02.11.2015

  1. День народного единства.

04.11.2015

Декабрь

Тема: «Природа Донского края»

  1. Донецкий край - донской

08.12.2015

  1. Полезные ископаемые и их охрана

17.12.2015

Январь

Тема: «Маршрут выходного дня»

Каникулярные дни:

С 01.01.2016 по 10.01.2016г

  1. Посещение с родителями краеведческого музея.
  1. Экскурсия по родному краю.

Февраль

Тема: «История культуры малой Родины»

  1. История возникновения Донского казачества.

05.02.2016

  1. Традиции и обычаи коренных народов.

12.02.2016

  1. Родина любимая, что мать родная – знакомство детей с фольклором народа Донского края.

25.02.2016

Март

Тема: «Народные промыслы донской земли»

  1. «Солнечная керамика» - знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства – Семикаракорской керамики»

18.03.2016

  1. Кузнечное дело на Дону.

29.03.2016

Апрель

Развлечения:

1. «Про тебя моя Донщина, честь и славушка моя»

15.04.2016

Использованная литература:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Д., издательство «Детство-Пресс, 2011, Санкт-Петербург.
  2. «Природа Донского края» Барсукова Т.В., издательство «Донское издательство Дон», 2007, г. Ростов-на-Дону.
  3. «Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет» Н.Г. Комратова, издательство «Творческий центр», Москва, 2007 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Самообразование педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Тема: « Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем.»

Змеева Вера Анатольевна.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»

К. Паустовский

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В программе Воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Вераксы, на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашей образовательной организации, отмечено, что нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.Расширение представлений о городе в котором они живут, знакомство детей с его символами (герб, флаг, гимн);

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма через духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.


Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Предполагаемый результат:

У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.

Представления о родном городе, родном крае станут более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.


Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..

Работа с родителями:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.

Работа с педагогами

Проводилось анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме патриотического воспитания, готовности педагогов к работе по данной области». Проведенный опрос показал, что большинство педагогов ДОУ могут четко определить содержание, формы, методы и средства работы с детьми по патриотическому воспитанию. Осознают, что успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников, возможно при условии взаимодействия с родителями.

№п.п

Цель

Работа с родителями

Работа спедагогами

Сентябрь

Обработка данных анкетирования.

Изучение отношения педагогов и родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области

Анкетирование

Родителей.

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Анкетирование педагогов

Октябрь

Сбор материала о строительстве и открытии нашего детского сада.

НОД «Мой любимый детский сад»

Систематизировать материал об истории детского сада. Познакомить детей с историей детского сада. Воспитывать уважение к работникам детского сада обеспечивающим заботу и уют в детском саду.

Консультация

«Что нужно знать родителям об адаптации детей к условиям ДОУ» Оформление Фото выставки «Родничок»

Привлечение к сбору материала.

Ноябрь

Сбор литературы, пополнить личную библиотеку о городе и его достопримечательностях.

Посещение краеведческого музея города.

Найти и изучить литературу о традициях и культуре города.

Выявить любимые места посещаемые детьми совместно с родителями с экспозицией музея «Советский край таёжный.» Воспитывать познавательный интерес к истории своего города, чувство гордости к первопроходцам обживавшим наш край.

Беседа «Любимые места нашего города»

Практикум

« История нашего города»

Декабрь

Изучение материалов Красной книги ХМАО.

Проектная деятельность по проекту: « Красная книга Югры»

Внеклассное мероприятие по тематике «Югре-85».

« Красная Книга Родничка»

Дать представление о значении Красной книги в сохранении животного и растительного мира природы. Воспитывать желание беречь и охранять окружающую нас природу.

Участие в акции

« Библиотека природы» Изготовление совместно с детьми страниц

« Красной книги»

Презентация проекта:

« Красная книга Югры»

Январь

День Заповедников.

Презентация

« Заповедник Малая Сосьва»

Участие в районном конкурсе.» Заповеднику Малая –Сосьва- Юбилей.

Знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека

Показать красоту нашей северной природы. Воспитывать чувство гордости за свой край.

Оформление папки– передвижки «Заповедник Малая – Сосьва»

Изготовление совместно с детьми поздравительных открыток.

ООТ – Югры

Познакомить с особо охраняемыми территориями ХМО.

Февраль

Акция «Поможем птицам перезимовать»

Участие в районной акции «Каждой пичужке кормушка».

Продолжать знакомить детей с пернатыми нашего края,развивать чувство сострадания, сопереживания к птицам живущим в суровых зимних условиях, воспитывать чувство заботы о них.

Совместное изготовление кормушек с детьми.

Приобретение корма для птиц.

Участие в акции.

Март

НОД «Растения Земли украшения».

Формировать представлениеу детей о растительном мире нашего края, вызвать эмоциональный

отклик на красоту окружающей нас природы.

День открытых дверей. Посещение родителями занятий.

Проведение мастер класса:

« Сад на окне»

(комнатные растения)

Апрель

НОД «Москва столица нашей Родины»

Акция «То берёзка то рябина»

Закреплять знания детей о столице нашей Родины.

Приучать детей к совместному труду в природе, умению видеть результат своего труда.

Привлечь родителей дляк приобретению посадочного материала.

Участие сотрудников в совместной в акции.

Май

Подведение итогов. Диагностика.

Самоанализ по самообразованию.

Июнь

Целевая прогулка по городу. Знакомство с геральдикой нашего города.

Продолжать знакомить детей с родным городом, вызвать чувство гордости за его красоту и уют.

Оформление стенда: Знаменательные места нашего города.

Привлечь воспитателей к оформлению стенда .

Июль

Экскурсия в парк.

Закрепить знания детей правил поведения в природе,

умению применять их на практике, тем самым формировать осознание ксоучастия в деле охраны родной природы

Консультация « Прогулки в природу».

Помощь в организации экскурсии .

Август

Экологическая акция «Чистый двор»

Труд детей на территории детского сада.

Приучать детей видеть неполадкив окружающей среде, желание устранять их. Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны

Беседа « Труд детей в природе»

Участие в акции.

Сентябрь

НОД «Кладовая природы»

Дать представление о том на сколько богат и уникальны дары нашего леса.

Участие в конкурсе:

« Осенние фантазии»

Организация и участие в конкурсе.

Октябрь

НОД «Полезные ископаемые нашего края.»

Познакомить с трудом нефтяников и газовиков. Показать значимость нашего края в процветании и развитии нашей Родины. Воспитывать чувство гордости за свой край.

Привлечь родителей к предоставлению информаций о своих профессиях, выступление на занятии.

Ноябрь

НОД « В гости к деревьям»

Акция «Сбережём елочку красавицу наших лесов».

Прививать простейшие навыки природоохранной деятельности. Воспитывать желание

Консультация

На тему «Изготовление елочки из бросового материала»

Консультация

«Изготовление елочки из бросового материала»

Декабрь

НОД « Путешествие по Югре»

Развлечение « День рождения Югра»

Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей нашего края. Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей, сопричастности к жизни округа.

Совместное оформление мини музея «Мой край Югра»

Совместная разработка сценария развлечения.

Январь

Экскурсия в Заповедник» Малая- Сосьва»

Продолжать знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека. Воспитывать желание беречь окружающий мир природы.

Оформление стенда: «Особо охраняемые территории нашего края .

Совместное оформление стенда .

Февраль

Участие в районной Акции «Поможем птицам перезимовать»

Продолжать формировать желание детей заботиться о пернатых.

Совместное изготовление птичьего столба

(кормушки, скворечники для птиц.)

Участие в акции.

Март

НОД.Посев семян цветов. Организация детьми самостоятельных экскурсии по «Зелёной комнате»

Предложить детям самостоятельно провести экскурсию для родителей по Экологическому кабинету.

День открытых дверей.Экскурсия в «Живой Уголок»,

« Зелёную комнату»

Апрель

Акция «Украсим наш сад цветами»

Труд детей в природе.

Май

Диагностика

Отчёт на педсовете

Презентация

« Люблю тебя мой край»

Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

На основании диагностических данных выявилось:

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа

Дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2.Ознакомление с природой в детском саду. О.А.Соломенникова

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

3. «Экология для малышей» Е.В. Гончарова.

4.Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. .В. Гончарова.

5. «Край родной.» Е.В. Гончарова.

6. «Наедине с природой.» О.Н. Гаврилова.

7. «Природа края.» Времена года. Животный мир. Растительный мир.

8. «Край заповедной природы». Н.Н. Элерт, А.М.Васина.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад №7 «Остров сокровищ»

Городского округа «город Якутск»

г. Якутск, улица Орджоникидзе, дом 52 корпус 1.

План работы по самообразованию по теме: «Ознакомление детей с родным краем».

На 2016-2017гг

Воспитателя старшей группы «Фантазеры»

Кирилловой Н.С.

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В своей группе на основе анализа мониторинга и индивидуальных бесед с детьми, вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. На основе анализа мониторинга составлен план на год по ознакомлению родного края, улиц, площадей и т.д. в виде виртуального путешествия с использованием ИКТ.

Направление: социально-личностное развитие дошкольников (патриотическое воспитание)

Интеграция ОО: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная

Цель: заинтересовать детей к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия), обобщить знания детей о родном крае.

Задачи :

Создание развивающей среды в группе;

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Якутии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

Воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики Якутии.

Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

Предполагаемый результат: устойчивый интерес к своему родному краю, уважительное и бережное отношения к достопримечательностям Якутии; любовь и бережное отношение к природе; интерес к познанию национальных игр и национальной одежды, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры.

Методы проведения занятия:

Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

Наглядные

Практические

Игровые

Режим занятий:

Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года :

Показ обобщающей презентации

Мониторинг:

Ф.И.О. ребенка

Культура общения и поведения

Представление о символах государства

Достопр-ти г.Якутска

Природные места Якутии

Национальные игры

Национальная одежда и посуда.

Итог

Аникеева Лена

Архипова Арина

Азарова Надя

Аргунов Витя

Барашкова Ксюша

Борисова Соня

Бережнова Виола

Васильев Лучезар

Вензель Данил

Васильева Алеся

Владимирова Леона

Диодорова Дайаана

Ефремова Милана

Егоров Оскар

Ефимов Витя

Зуева Женя

Иванов Саша

Кузьмина Кира

Куронкеева Алияна

Куличкина Сандаара

Лыхин Илья

Максимов Ренат

Мирошниченко Нелли

Осипова Алена

Парникова Амелия

Павлов Сергей

Садовникова Полина

Старостина Сайаана

Свинобоев Алик

Ступин Максим

Смирнова Рита

Слепцов Тимур

Тарасова Лилия

Трофимов Артем

Федорова Ангелина

Федоров Илья

Федорова Таня

Филиппов Миша

Христофоров Гоша

Высокий-0, средний- 28 детей- 72%, низкий- 11детей – 28%

Список использованной литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

4 . Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

5 . http://сайт/detskiy-sad

План занятий в старшей группе

Месяц

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг

Рассказ воспитателя «Коренные народы республики Саха (Якутии)

Познакомить детей с коренными народами, проживающими на территории республики.

Беседа «Якутия – мой край родной».

Познакомить детей с отличительными особенностями родного края: длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир, многонациональное население края.

Край, в котором мы живем. (географическое расположение, климатические особенности)

Познакомить детей с географической картой Якутии.

ОКТЯБРЬ

Виртуальная экскурсия на площадь Ленина

Познакомить и показать детям символику г. Якутска и родного края. (показ картинок)

Аппликация символики родного края.

Закрепить знания о символике родного края. Продолжать учить детей правильно пользоваться клеем, кисточкой.

Виртуальная экскурсия на площадь Орджоникидзе

Познакомить детей с расположением и названием площади. (презентация)

НОЯБРЬ

Дидактическая игра «Найди отличия»

Песни родного края.

Прослушивание песен про г.Якутск.

П/и «Куобах»

Рисование на тему: «Мой дом, моя улица»

Продолжать учить детей правильно держать карандаш. Развивать воображение, память, мышление.

ДЕКАБРЬ

Виртуальная экскурсия на площадь Победы.

Познакомить детей с расположением и названием площади. (презентация)

Знакомство с героическим эпосе «Олонхо»

Познакомить с народным героическим эпосом «Олонхо». Учить пересказывать отдельные сюжеты.

Виртуальная экскурсия на площадь Ленина, Орджоникидзе.

Символика города Якутска и родного края.

Закрепить детей с расположением и названием площади. (презентация, повторение)

ЯНВАРЬ

Беседа. Национальная одежда народа Саха.

Познакомить детей с национальной одеждой. (показ картинок, презентация)

Беседа. Национальная посуда.

Познакомить детей с национальной посудой и названием посуды. (показ картинок, презентация)

Викторина, загадки. (по пройденному материалу)

Развивать у детей память, мышление, речь. Закрепить пройденный материал.

ФЕВРАЛЬ

Национальные якутские настольные игры.

Познакомить и научить детей с настольными играми народа саха. Хабылык

Виртуальная экскурсия в Булуус.

Познакомить детей с природным местом Якутии Булуус.

Дидактическая игра «Собери целое»

Развивать у детей воображение, внимательность, память. Наглядный материал.

Заинтересовать детей к играм народа Саха. Куобах, перетягивание палки, соколиный бой.

Март

Виртуальная экскурсия в Парк.

Познакомить детей с расположением и назначением. (презентация)

Рисование на тему: «Чорон»

Учить рисовать национальный орнамент. Продолжать знакомство с национальной культурой народов Саха

п/ и «Петушиный бой»

Целенаправленное ознакомление с играми предков, воспитание уважения к истории и любовь к родной республике.

Виртуальная экскурсия в Туруук Хая

АПРЕЛЬ

Дидактическая игра «Где находится?»

Развивать у детей воображение, внимательность, память. Наглядный материал.

Виртуальная экскурсия Курулуур

Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация)

Рисование на тему: «Якутские узоры на варежке»

Учить рисовать национальный орнамент. Продолжать знакомство с национальной культурой народов Саха.

Виртуальная экскурсия Буотама

Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация)

МАЙ

Виртуальная экскурсия Тукуланы

Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация)

Виртуальная экскурсия Ленские столбы

Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация)

Виртуальная экскурсия по природным местам Якутии.

Итоговая презентация. Закрепить с детьми знания о красивейших природных местах Якутии

мониторинг

Ожидаемый результат

Формирование чувства любви к природе своего города, родного края;

Усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Якутия;

Воспитание интереса к познанию и сохранению природы.


МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида

Выполнила: воспитатель

Параничева А.П.

Актуальность:

Многообразие животного мира нашей планеты огромно. Современные информационные средства позволяют нам увидеть многих животных достаточно близко и детально в популярных телепередачах о мире живой природы, что бесспорно может способствовать обогащению представлений детей о природе нашей планеты. Вместе с тем у таких средств есть и существенные недостатки. Детям крайне важно и интересно не только увидеть, но и действовать. Лишь в общении со взрослым, в процессе содержательных бесед и наблюдений возможно формирование осознанно-правильного отношения к природе.

Еще одна существенная проблема – недостаточная экологическая образованность взрослых людей, как воспитателей, так и родителей, к которым с вопросами о мире природы обращаются дети. Невежественное поведение взрослых людей в природе воспринимается детьми за образец. В результате экологические проблемы становятся все более насущными. Экологически необразованный человек нарушает экологическое равновесие, уничтожает своими действиями редкие виды растений, насекомых, птиц и других животных. Поэтому столь важной проблемой является раннее приближение детей к миру природы, особенно к тем ее объектам, которые доступны для наблюдения, разговора о них, и даже взаимодействия с ними.

В связи с этим мне хотелось бы остановиться на вопросе особенностей ознакомления детей с миром птиц, и тех сложностей, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с птицами.

Этапы работы

Сроки

Выход.

Результативность

1 этап Теоретический

1.Изучение методической литературы

1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,

2. С.Н. Николаева Система экологического воспитания

в дошкольном учреждении. М.,

3. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Лабиринт-пресс, 2004.

В течение

Выписки в тетрадь

2. Изучение нормативных документов

1. Федеральный государственный стандарт.

2 .Адаптированная основная образовательная программа

МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида.

В течение

3. Изучение опыта работы других

педагогов

1.Посещение ресурсного центра

МБУ ДО «Эколого-биологический центр».

2.Посещение методических мероприятий ДОУ.

3.Использование интернет ресурсов.

В течение учебного

Выписки в тетрадь.

Перечень

используемых

интернет ресурсов

2 этап

Прогности-

ческий

Изучение опыта

состояния по данной теме

Диагностика (выявление уровня

развития детей)

Справка по результатам диагностики

Постановка

целей и задач

дальнейшей

Составление перспективно-

тематического плана работы с

ноябрь 2017г

Согласование с

Администрацией

Разработка системы

мероприятий

по решению проблемы.

Внесение в перспективно –

тематический план

работы с детьми

ноябрь 2017г

Согласование с

Администрацией

Планирование работы по взаимодействию с родителями и специалистами

Составление плана работы с родителями. Анкетирование родителей

Согласование с

Администрацией

3 этап

Практический

1. Проведение

коррекционно-
развивающей

работы с детьми

Формы работы:

подгрупповая,

групповая;

совместная деятельность детей с взрослыми,

продуктивная деятельность,

самостоятельная деятельность,

(разыгрывание ситуаций, чтение

произведений, проведение

игр- упражнений, дидактических

игр, беседы, использование

схем и моделей, рассматривание

иллюстраций и альбомов и т.д.)

Октябрь 2017-

апрель 2018гг.

Пополнение

творческой папки,

конспектирование

разработанных

мероприятий

2. Обогащение

предметно-

развивающей

Подбор дидактического материала,

художественного слова,

иллюстраций, приобретение

пособий, игр, игрушек,

изготовление схем и моделей

Октябрь 2017-

апрель 2018гг

Представление пособий. Самоанализ

предметной среды.

3.Проведение

работы с родителями

Смотреть перспективный план

работы с родителями

В течение

Справка с перечнем проведённых мероприятий

4. Повышение

профессиональной

компетентности

Участие в методической работе

ДОУ и города

Написание докладов

и сообщений

4 этап

Результативный

1. Анализ проведённой

Итоговая

диагностика

май 2018гг.

Справка с

результатами и

выводами

диагностики

2. Подведение итогов работы

Самоанилиз проведённой

Апрель 2018г.

Написание отчёта

3. Обобщение

опыта работы

Написание доклада.

Методическая разработка

раздела образовательной

программы

Представление отчета о проделанной работе на педсовете с

использованием

компьютерной

презентации.

Цель:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Создание необходимых условий и системы эффективной работы с детьми по экологическому воспитанию.

Расширить и обобщить знания детей о птицах через различные виды деятельности.

Задачи:

Формирование элементарных представлений о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);

Формирование представлений детей о разнообразии мира птиц

— формирование умения и навыков наблюдения за птицами;
— формирование желания у детей беречь птиц.

Ожидаемые результаты от педагога:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

совершенствование предметно- развивающей среды.

Ожидаемые результаты от детей:

— воспитание защитников экологии;

— творческая активность воспитанников.

Формирование осознанного действенного отношения к птицам.

Систематизация знаний детей о птицах.

Ожидаемые результаты от родителей:

Активное участие

Работа с родителями:

участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала;

анкетирование;

консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни»;

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц;

Проведение индивидуальных бесед;

Изготовление лепбука «Птицы»;

— консультация: «Роль дидактической игры в развитии ребенка»

Работа с детьми:

  1. формирование элементарных представлений о птицах.

Рассматривание картинок с изображением птицы. Показать части тела птицы. Рассматривание картинок с изображениями: птица летит, сидит на веточке, клюёт, строит гнездо, кормит птенцов.

— чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

Подвижные игры:

«Воробушки и кот»; — «Воробушки и автомобиль»; — «Большая птица».- «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята».

— игровые упражнения «Покажи часть тела птицы».

— игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».

Д/и: «Когда это бывает»

«Кто как кричит?»

«Подбери крылышко по цвету»

  1. формирование представлений детей о разнообразии мира птиц.

Рассматривание фотографий разных видов птиц.

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Гуси-лебеди», «Найди своё гнездо»

— чтение: А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».

— коллективная аппликация «Птицы на кормушке».

— игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я- птица…».

Д/и: «Найди пару»

«Что за птица?»;

«Освободите птичку из клетки».

«Составь картинку из частей».

«Лишняя картинка».

  1. формирование умения и навыков наблюдения за птицами.

наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела;

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: повадки разных птиц

Наблюдение: «Чьи следы?»

Наблюдение весной: « Птицы, что изменилось в поведении весной?», «Гнездо среди ветвей»

  1. формирование желания у детей беречь птиц

— чтение стихотворений:А. Прокофьев «Снегири»; В. Стоянов «Воробей»;Р. Бухараев «Кормушка».

— просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

— настольно-печатные игры: лото «Птицы»,Разрезные картинки, Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

— занятие по экологии «Поможем птицам зимой»

— участие в акции «Птичья столовая»

— беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)

Д/и: « Летает – не летает»,

«Найди такую же»,

Игра с прищепками «Птичка»,

«Найди пару»

«Помоги дятлу найти еду»

В перспективе ставлю перед собой задачи:

  1. Совершенствовать использование в своей деятельности современных технологий.
  2. Разработать дидактические игры экологического содержания
  3. Вызывать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности.

4.Продолжать работу по самообразованию.