План самообразования по родному краю. План по самообразованию тема. Создание предметно – развивающей среды
детский сад комбинированного вида №34 «Радуга»
Елабужский муниципальный район
План по самообразованию
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Выполнил: воспитатель 1 мл.гр.Хисматуллина Ф.А.
г.Елабуга
Актуальность темы. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель : формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Перспективный план
Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения |
Методическая работа |
||
Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию на прогулке в ДОУ по всем возрастным группам. | Картотека прогулок | В течение года |
Изучение методической литературы по теме | Оформление и пополнение папки | Постоянно |
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Наглядный материал | В течение года |
Консультация для педагогов на тему: «Экологик тәрбия биргәндә җирле төбәк өлешләрен куллану» | Доклад | Ноябрь |
Открытое занятие для воспитателей МБДОУ №34 «Радуга» | Конспект | Февраль |
Работа с детьми |
||
Беседы на темы «Что нас окружает? », «Домашние животные», «Дикие звери» и др. | Наличие конспектов бесед | Постоянно |
Конспекты занятий по экологии | Конспекты | Постоянно |
Прогулки | | В течение года |
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Пособия для практической деятельности | Ноябрь-январь |
Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей | Выставка игр, пособий для практической деятельности | Февраль-март |
Экологический проект по теме «Зелёный лучок» | Наблюдение | Март-апрель |
Чтение детям пословиц, потешек, загадок об экологии | Контроль по ВМР | Постоянно |
Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик» | Организация и проведение прогулок | Май |
Работа с родителями |
||
Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» | Конспекты | Октябрь |
Буклет «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей» | Буклет | Октябрь-ноябрь |
Конкурс «Самая красивая кормушка» | Выставка | Декабрь |
Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье» | Результаты анкетирования родителей | Январь |
Консультация на тему «Мәктәпкәчә яшьтәге балаларга уеннар аша экологик тәрбия бирү» | Конспект | Февраль |
Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу» | Выставка | Март |
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) . | Выставка | Апрель |
Акция «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) | Участие | Май |
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя! » (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче) | Выставка | Июнь |
План работы по самообразованию воспитателя
Рахматулиной Галины Матвеевны
на 2015-2016 год.
Тема: «Моя малая Родина!»
Актуальность: В настоящее время в нашей стране (как и в мире) снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей, сформированность которых является показателем целостной личности. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, потому как на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель работы по самообразованию : расширить и углубить общепедагогические знания о родном крае, о малой родине, о самых красивых местах края, его достопримечательностях; повысить общекультурный уровень.
Формы работы по ознакомлению с родным краем .
- Информационный этап: изучение научно-методической литературы об истории и культуре Донского края; отобрать соответствующий материал, который позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
- Внедрение в практику:
- Создать Центр краеведения по ознакомлению с родным краем. В соответствии с этим подобрать материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном облике края, содержание которого отражено фотографиями, альбомами, макетами.
- Подобрать материал о заповедных местах Донского края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
- Приобрести карту Ростовской области с гербами районных центров.
- Оформить «уголок горницы», где размещались бы предметы и элементы быта народа, населяющие Донской край.
- Приобрести серию дидактических игр по ознакомлению с родным краем.
- Привлечь родителей по ознакомлению детей с родным краем (организация экскурсий, совместных праздников, маршрута выходного дня (музей, библиотека и др.))
- Представление опыта работы:
- Участие в педагогических чтениях;
- Разработка конспектов занятий с детьми;
- Оформление информационного уголка для родителей.
Ожидаемый результат:
- Систематизировали и закрепили знания детей об истории Донского края - малой Родины, традициях и образе жизни человека, живущего на Дону.
- Возник интерес детей к истории Донского края.
- Совместная творческая деятельность с родителями помогла развитию познавательных способностей ребенка, формированию его жизненных ориентиров.
Тематическое планирование занятий по знакомству с родным краем.
Месяц | Вид деятельности и тема занятия | Дата проведения |
Сентябрь | Тема беседы: «Путешествие по родному краю» | |
| 15.09.2015 |
|
| 23.09.2015 |
|
| 30.09.2015 |
|
Октябрь | Тема: «От Дикого поля до Ростовской области» | |
| 14.10.2015 |
|
| 22.10.2015 |
|
| 28.10.2015 |
|
Ноябрь | Тема: «Государственные символы нашего края» | |
| 02.11.2015 |
|
| 04.11.2015 |
|
Декабрь | Тема: «Природа Донского края» | |
| 08.12.2015 |
|
| 17.12.2015 |
|
Январь | Тема: «Маршрут выходного дня» | Каникулярные дни: С 01.01.2016 по 10.01.2016г |
|
||
|
||
Февраль | Тема: «История культуры малой Родины» | |
| 05.02.2016 |
|
| 12.02.2016 |
|
| 25.02.2016 |
|
Март | Тема: «Народные промыслы донской земли» | |
| 18.03.2016 |
|
| 29.03.2016 |
|
Апрель | Развлечения: 1. «Про тебя моя Донщина, честь и славушка моя» | 15.04.2016 |
Использованная литература:
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Д., издательство «Детство-Пресс, 2011, Санкт-Петербург.
- «Природа Донского края» Барсукова Т.В., издательство «Донское издательство Дон», 2007, г. Ростов-на-Дону.
- «Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет» Н.Г. Комратова, издательство «Творческий центр», Москва, 2007 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Самообразование педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Тема: « Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем.»
Змеева Вера Анатольевна.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»
К. Паустовский
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В программе Воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Вераксы, на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашей образовательной организации, отмечено, что нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.Расширение представлений о городе в котором они живут, знакомство детей с его символами (герб, флаг, гимн);
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
4. Воспитание патриотизма через духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Предполагаемый результат:
У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.
Представления о родном городе, родном крае станут более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..
Работа с родителями:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.
Работа с педагогами
Проводилось анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме патриотического воспитания, готовности педагогов к работе по данной области». Проведенный опрос показал, что большинство педагогов ДОУ могут четко определить содержание, формы, методы и средства работы с детьми по патриотическому воспитанию. Осознают, что успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников, возможно при условии взаимодействия с родителями.
№п.п | Цель | Работа с родителями | Работа спедагогами |
|
Сентябрь | Обработка данных анкетирования. | Изучение отношения педагогов и родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области | Анкетирование Родителей. «Патриотическое воспитание дошкольников» | Анкетирование педагогов |
Октябрь | Сбор материала о строительстве и открытии нашего детского сада. НОД «Мой любимый детский сад» | Систематизировать материал об истории детского сада. Познакомить детей с историей детского сада. Воспитывать уважение к работникам детского сада обеспечивающим заботу и уют в детском саду. | Консультация «Что нужно знать родителям об адаптации детей к условиям ДОУ» Оформление Фото выставки «Родничок» | Привлечение к сбору материала. |
Ноябрь | Сбор литературы, пополнить личную библиотеку о городе и его достопримечательностях. Посещение краеведческого музея города. | Найти и изучить литературу о традициях и культуре города. Выявить любимые места посещаемые детьми совместно с родителями с экспозицией музея «Советский край таёжный.» Воспитывать познавательный интерес к истории своего города, чувство гордости к первопроходцам обживавшим наш край. | Беседа «Любимые места нашего города» | Практикум « История нашего города» |
Декабрь | Изучение материалов Красной книги ХМАО. Проектная деятельность по проекту: « Красная книга Югры» Внеклассное мероприятие по тематике «Югре-85». « Красная Книга Родничка» | Дать представление о значении Красной книги в сохранении животного и растительного мира природы. Воспитывать желание беречь и охранять окружающую нас природу. | Участие в акции « Библиотека природы» Изготовление совместно с детьми страниц « Красной книги» | Презентация проекта: « Красная книга Югры» |
Январь | День Заповедников. Презентация « Заповедник Малая Сосьва» Участие в районном конкурсе.» Заповеднику Малая –Сосьва- Юбилей. | Знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека Показать красоту нашей северной природы. Воспитывать чувство гордости за свой край. | Оформление папки– передвижки «Заповедник Малая – Сосьва» Изготовление совместно с детьми поздравительных открыток. | ООТ – Югры Познакомить с особо охраняемыми территориями ХМО. |
Февраль | Акция «Поможем птицам перезимовать» Участие в районной акции «Каждой пичужке кормушка». | Продолжать знакомить детей с пернатыми нашего края,развивать чувство сострадания, сопереживания к птицам живущим в суровых зимних условиях, воспитывать чувство заботы о них. | Совместное изготовление кормушек с детьми. Приобретение корма для птиц. | Участие в акции. |
Март | НОД «Растения Земли украшения». | Формировать представлениеу детей о растительном мире нашего края, вызвать эмоциональный отклик на красоту окружающей нас природы. | День открытых дверей. Посещение родителями занятий. | Проведение мастер класса: « Сад на окне» (комнатные растения) |
Апрель | НОД «Москва столица нашей Родины» Акция «То берёзка то рябина» | Закреплять знания детей о столице нашей Родины. Приучать детей к совместному труду в природе, умению видеть результат своего труда. | Привлечь родителей дляк приобретению посадочного материала. | Участие сотрудников в совместной в акции. |
Май | Подведение итогов. Диагностика. | Самоанализ по самообразованию. |
||
Июнь | Целевая прогулка по городу. Знакомство с геральдикой нашего города. | Продолжать знакомить детей с родным городом, вызвать чувство гордости за его красоту и уют. | Оформление стенда: Знаменательные места нашего города. | Привлечь воспитателей к оформлению стенда . |
Июль | Экскурсия в парк. | Закрепить знания детей правил поведения в природе, умению применять их на практике, тем самым формировать осознание ксоучастия в деле охраны родной природы | Консультация « Прогулки в природу». | Помощь в организации экскурсии . |
Август | Экологическая акция «Чистый двор» Труд детей на территории детского сада. | Приучать детей видеть неполадкив окружающей среде, желание устранять их. Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны | Беседа « Труд детей в природе» | Участие в акции. |
Сентябрь | НОД «Кладовая природы» | Дать представление о том на сколько богат и уникальны дары нашего леса. | Участие в конкурсе: « Осенние фантазии» | Организация и участие в конкурсе. |
Октябрь | НОД «Полезные ископаемые нашего края.» | Познакомить с трудом нефтяников и газовиков. Показать значимость нашего края в процветании и развитии нашей Родины. Воспитывать чувство гордости за свой край. | Привлечь родителей к предоставлению информаций о своих профессиях, выступление на занятии. | |
Ноябрь | НОД « В гости к деревьям» Акция «Сбережём елочку красавицу наших лесов». | Прививать простейшие навыки природоохранной деятельности. Воспитывать желание | Консультация На тему «Изготовление елочки из бросового материала» | Консультация «Изготовление елочки из бросового материала» |
Декабрь | НОД « Путешествие по Югре» Развлечение « День рождения Югра» | Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей нашего края. Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей, сопричастности к жизни округа. | Совместное оформление мини музея «Мой край Югра» | Совместная разработка сценария развлечения. |
Январь | Экскурсия в Заповедник» Малая- Сосьва» | Продолжать знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека. Воспитывать желание беречь окружающий мир природы. | Оформление стенда: «Особо охраняемые территории нашего края . | Совместное оформление стенда . |
Февраль | Участие в районной Акции «Поможем птицам перезимовать» | Продолжать формировать желание детей заботиться о пернатых. | Совместное изготовление птичьего столба (кормушки, скворечники для птиц.) | Участие в акции. |
Март | НОД.Посев семян цветов. Организация детьми самостоятельных экскурсии по «Зелёной комнате» | Предложить детям самостоятельно провести экскурсию для родителей по Экологическому кабинету. | День открытых дверей.Экскурсия в «Живой Уголок», « Зелёную комнату» | |
Апрель | Акция «Украсим наш сад цветами» Труд детей в природе. | |||
Май | Диагностика | Отчёт на педсовете Презентация « Люблю тебя мой край» |
||
Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
На основании диагностических данных выявилось:
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:
- Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
- Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.
Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.
Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа
Дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2.Ознакомление с природой в детском саду. О.А.Соломенникова
Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
3. «Экология для малышей» Е.В. Гончарова.
4.Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. .В. Гончарова.
5. «Край родной.» Е.В. Гончарова.
6. «Наедине с природой.» О.Н. Гаврилова.
7. «Природа края.» Времена года. Животный мир. Растительный мир.
8. «Край заповедной природы». Н.Н. Элерт, А.М.Васина.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - Детский сад №7 «Остров сокровищ»
Городского округа «город Якутск»
г. Якутск, улица Орджоникидзе, дом 52 корпус 1.
План работы по самообразованию по теме: «Ознакомление детей с родным краем».
На 2016-2017гг
Воспитателя старшей группы «Фантазеры»
Кирилловой Н.С.
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В своей группе на основе анализа мониторинга и индивидуальных бесед с детьми, вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. На основе анализа мониторинга составлен план на год по ознакомлению родного края, улиц, площадей и т.д. в виде виртуального путешествия с использованием ИКТ.
Направление: социально-личностное развитие дошкольников (патриотическое воспитание)
Интеграция ОО: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная
Цель: заинтересовать детей к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия), обобщить знания детей о родном крае.
Задачи :
Создание развивающей среды в группе;
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Якутии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
Воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики Якутии.
Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
Предполагаемый результат: устойчивый интерес к своему родному краю, уважительное и бережное отношения к достопримечательностям Якутии; любовь и бережное отношение к природе; интерес к познанию национальных игр и национальной одежды, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры.
Методы проведения занятия:
Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
Наглядные
Практические
Игровые
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года :
Показ обобщающей презентации
Мониторинг:
Ф.И.О. ребенка | Культура общения и поведения | Представление о символах государства | Достопр-ти г.Якутска | Природные места Якутии | Национальные игры | Национальная одежда и посуда. | Итог |
|
Аникеева Лена | ||||||||
Архипова Арина | ||||||||
Азарова Надя | ||||||||
Аргунов Витя | ||||||||
Барашкова Ксюша | ||||||||
Борисова Соня | ||||||||
Бережнова Виола | ||||||||
Васильев Лучезар | ||||||||
Вензель Данил | ||||||||
Васильева Алеся | ||||||||
Владимирова Леона | ||||||||
Диодорова Дайаана | ||||||||
Ефремова Милана | ||||||||
Егоров Оскар | ||||||||
Ефимов Витя | ||||||||
Зуева Женя | ||||||||
Иванов Саша | ||||||||
Кузьмина Кира | ||||||||
Куронкеева Алияна | ||||||||
Куличкина Сандаара | ||||||||
Лыхин Илья | ||||||||
Максимов Ренат | ||||||||
Мирошниченко Нелли | ||||||||
Осипова Алена | ||||||||
Парникова Амелия | ||||||||
Павлов Сергей | ||||||||
Садовникова Полина | ||||||||
Старостина Сайаана | ||||||||
Свинобоев Алик | ||||||||
Ступин Максим | ||||||||
Смирнова Рита | ||||||||
Слепцов Тимур | ||||||||
Тарасова Лилия | ||||||||
Трофимов Артем | ||||||||
Федорова Ангелина | ||||||||
Федоров Илья | ||||||||
Федорова Таня | ||||||||
Филиппов Миша | ||||||||
Христофоров Гоша |
Высокий-0, средний- 28 детей- 72%, низкий- 11детей – 28%
Список использованной литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
4 . Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
5 . http://сайт/detskiy-sad
План занятий в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема занятия | Программное содержание |
СЕНТЯБРЬ | Мониторинг | ||
Рассказ воспитателя «Коренные народы республики Саха (Якутии) | Познакомить детей с коренными народами, проживающими на территории республики. |
||
Беседа «Якутия – мой край родной». | Познакомить детей с отличительными особенностями родного края: длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир, многонациональное население края. |
||
Край, в котором мы живем. (географическое расположение, климатические особенности) | Познакомить детей с географической картой Якутии. |
||
ОКТЯБРЬ | Виртуальная экскурсия на площадь Ленина | ||
Познакомить и показать детям символику г. Якутска и родного края. (показ картинок) |
|||
Аппликация символики родного края. | Закрепить знания о символике родного края. Продолжать учить детей правильно пользоваться клеем, кисточкой. |
||
Виртуальная экскурсия на площадь Орджоникидзе | Познакомить детей с расположением и названием площади. (презентация) |
||
НОЯБРЬ | Дидактическая игра «Найди отличия» | ||
Песни родного края. | Прослушивание песен про г.Якутск. |
||
П/и «Куобах» | |||
Рисование на тему: «Мой дом, моя улица» | Продолжать учить детей правильно держать карандаш. Развивать воображение, память, мышление. |
||
ДЕКАБРЬ | Виртуальная экскурсия на площадь Победы. | Познакомить детей с расположением и названием площади. (презентация) |
|
Знакомство с героическим эпосе «Олонхо» | Познакомить с народным героическим эпосом «Олонхо». Учить пересказывать отдельные сюжеты. |
||
Виртуальная экскурсия на площадь Ленина, Орджоникидзе. Символика города Якутска и родного края. | Закрепить детей с расположением и названием площади. (презентация, повторение) |
||
ЯНВАРЬ | Беседа. Национальная одежда народа Саха. | Познакомить детей с национальной одеждой. (показ картинок, презентация) |
|
Беседа. Национальная посуда. | Познакомить детей с национальной посудой и названием посуды. (показ картинок, презентация) |
||
Викторина, загадки. (по пройденному материалу) | Развивать у детей память, мышление, речь. Закрепить пройденный материал. |
||
ФЕВРАЛЬ | Национальные якутские настольные игры. | Познакомить и научить детей с настольными играми народа саха. Хабылык |
|
Виртуальная экскурсия в Булуус. | Познакомить детей с природным местом Якутии Булуус. |
||
Дидактическая игра «Собери целое» | Развивать у детей воображение, внимательность, память. Наглядный материал. |
||
Заинтересовать детей к играм народа Саха. Куобах, перетягивание палки, соколиный бой. |
|||
Март | Виртуальная экскурсия в Парк. | Познакомить детей с расположением и назначением. (презентация) |
|
Рисование на тему: «Чорон» | Учить рисовать национальный орнамент. Продолжать знакомство с национальной культурой народов Саха |
||
п/ и «Петушиный бой» | Целенаправленное ознакомление с играми предков, воспитание уважения к истории и любовь к родной республике. |
||
Виртуальная экскурсия в Туруук Хая | |||
АПРЕЛЬ | Дидактическая игра «Где находится?» | Развивать у детей воображение, внимательность, память. Наглядный материал. |
|
Виртуальная экскурсия Курулуур | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
||
Рисование на тему: «Якутские узоры на варежке» | Учить рисовать национальный орнамент. Продолжать знакомство с национальной культурой народов Саха. |
||
Виртуальная экскурсия Буотама | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
||
МАЙ | Виртуальная экскурсия Тукуланы | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
|
Виртуальная экскурсия Ленские столбы | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
||
Виртуальная экскурсия по природным местам Якутии. | Итоговая презентация. Закрепить с детьми знания о красивейших природных местах Якутии |
||
мониторинг |
Ожидаемый результат
Формирование чувства любви к природе своего города, родного края;
Усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Якутия;
Воспитание интереса к познанию и сохранению природы.
МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида
Выполнила: воспитатель
Параничева А.П.
Актуальность:
Многообразие животного мира нашей планеты огромно. Современные информационные средства позволяют нам увидеть многих животных достаточно близко и детально в популярных телепередачах о мире живой природы, что бесспорно может способствовать обогащению представлений детей о природе нашей планеты. Вместе с тем у таких средств есть и существенные недостатки. Детям крайне важно и интересно не только увидеть, но и действовать. Лишь в общении со взрослым, в процессе содержательных бесед и наблюдений возможно формирование осознанно-правильного отношения к природе.
Еще одна существенная проблема – недостаточная экологическая образованность взрослых людей, как воспитателей, так и родителей, к которым с вопросами о мире природы обращаются дети. Невежественное поведение взрослых людей в природе воспринимается детьми за образец. В результате экологические проблемы становятся все более насущными. Экологически необразованный человек нарушает экологическое равновесие, уничтожает своими действиями редкие виды растений, насекомых, птиц и других животных. Поэтому столь важной проблемой является раннее приближение детей к миру природы, особенно к тем ее объектам, которые доступны для наблюдения, разговора о них, и даже взаимодействия с ними.
В связи с этим мне хотелось бы остановиться на вопросе особенностей ознакомления детей с миром птиц, и тех сложностей, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с птицами.
Этапы работы |
Сроки |
Выход. Результативность |
|
1 этап Теоретический |
|||
1.Изучение методической литературы |
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС», 2. С.Н. Николаева Система экологического воспитания в дошкольном учреждении. М., 3. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Лабиринт-пресс, 2004. |
В течение |
Выписки в тетрадь |
2. Изучение нормативных документов |
1. Федеральный государственный стандарт. 2 .Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида. |
В течение |
|
3. Изучение опыта работы других педагогов |
1.Посещение ресурсного центра МБУ ДО «Эколого-биологический центр». 2.Посещение методических мероприятий ДОУ. 3.Использование интернет ресурсов. |
В течение учебного |
Выписки в тетрадь. Перечень используемых интернет ресурсов |
2 этап Прогности- ческий |
|||
Изучение опыта состояния по данной теме |
Диагностика (выявление уровня развития детей) |
Справка по результатам диагностики |
|
Постановка целей и задач дальнейшей |
Составление перспективно- тематического плана работы с |
ноябрь 2017г |
Согласование с Администрацией |
Разработка системы мероприятий по решению проблемы. |
Внесение в перспективно – тематический план работы с детьми |
ноябрь 2017г |
Согласование с Администрацией |
Планирование работы по взаимодействию с родителями и специалистами |
Составление плана работы с родителями. Анкетирование родителей |
Согласование с Администрацией |
|
3 этап Практический |
|||
1. Проведение коррекционно- работы с детьми |
Формы работы: подгрупповая, групповая; совместная деятельность детей с взрослыми, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, (разыгрывание ситуаций, чтение произведений, проведение игр- упражнений, дидактических игр, беседы, использование схем и моделей, рассматривание иллюстраций и альбомов и т.д.) |
Октябрь 2017- апрель 2018гг. |
Пополнение творческой папки, конспектирование разработанных мероприятий |
2. Обогащение предметно- развивающей |
Подбор дидактического материала, художественного слова, иллюстраций, приобретение пособий, игр, игрушек, изготовление схем и моделей |
Октябрь 2017- апрель 2018гг |
Представление пособий. Самоанализ предметной среды. |
3.Проведение работы с родителями |
Смотреть перспективный план работы с родителями |
В течение |
Справка с перечнем проведённых мероприятий |
4. Повышение профессиональной компетентности |
Участие в методической работе ДОУ и города |
Написание докладов и сообщений |
|
4 этап Результативный |
|||
1. Анализ проведённой |
Итоговая диагностика |
май 2018гг. |
Справка с результатами и выводами диагностики |
2. Подведение итогов работы |
Самоанилиз проведённой |
Апрель 2018г. |
Написание отчёта |
3. Обобщение опыта работы |
Написание доклада. Методическая разработка раздела образовательной программы |
Представление отчета о проделанной работе на педсовете с использованием компьютерной презентации. |
Цель:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
Создание необходимых условий и системы эффективной работы с детьми по экологическому воспитанию.
Расширить и обобщить знания детей о птицах через различные виды деятельности.
Задачи:
Формирование элементарных представлений о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
Формирование представлений детей о разнообразии мира птиц
— формирование умения и навыков наблюдения за птицами;
— формирование желания у детей беречь птиц.
Ожидаемые результаты от педагога:
— переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
— совершенствование предметно- развивающей среды.
Ожидаемые результаты от детей:
— воспитание защитников экологии;
— творческая активность воспитанников.
Формирование осознанного действенного отношения к птицам.
Систематизация знаний детей о птицах.
Ожидаемые результаты от родителей:
Активное участие
Работа с родителями:
— участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала;
— анкетирование;
— консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни»;
Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц;
Проведение индивидуальных бесед;
Изготовление лепбука «Птицы»;
— консультация: «Роль дидактической игры в развитии ребенка»
Работа с детьми:
- формирование элементарных представлений о птицах.
Рассматривание картинок с изображением птицы. Показать части тела птицы. Рассматривание картинок с изображениями: птица летит, сидит на веточке, клюёт, строит гнездо, кормит птенцов.
— чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».
Подвижные игры:
«Воробушки и кот»; — «Воробушки и автомобиль»; — «Большая птица».- «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята».
— игровые упражнения «Покажи часть тела птицы».
— игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».
Д/и: «Когда это бывает»
«Кто как кричит?»
«Подбери крылышко по цвету»
- формирование представлений детей о разнообразии мира птиц.
Рассматривание фотографий разных видов птиц.
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Гуси-лебеди», «Найди своё гнездо»
— чтение: А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».
— коллективная аппликация «Птицы на кормушке».
— игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я- птица…».
Д/и: «Найди пару»
«Что за птица?»;
«Освободите птичку из клетки».
«Составь картинку из частей».
«Лишняя картинка».
- формирование умения и навыков наблюдения за птицами.
— наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела;
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: повадки разных птиц
Наблюдение: «Чьи следы?»
Наблюдение весной: « Птицы, что изменилось в поведении весной?», «Гнездо среди ветвей»
- формирование желания у детей беречь птиц
— чтение стихотворений:А. Прокофьев «Снегири»; В. Стоянов «Воробей»;Р. Бухараев «Кормушка».
— просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
— настольно-печатные игры: лото «Птицы»,Разрезные картинки, Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
— занятие по экологии «Поможем птицам зимой»
— участие в акции «Птичья столовая»
— беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)
Д/и: « Летает – не летает»,
«Найди такую же»,
Игра с прищепками «Птичка»,
«Найди пару»
«Помоги дятлу найти еду»
В перспективе ставлю перед собой задачи:
- Совершенствовать использование в своей деятельности современных технологий.
- Разработать дидактические игры экологического содержания
- Вызывать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности.
4.Продолжать работу по самообразованию.