Подготовка к школе по программе зайцева. Методика обучения чтению по Зайцеву. Плюсы и минусы. Хитрости пользования методикой

23.10.2023 Маникюр

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Каждый день насыщен огромным объемом познания, приносит ребенку что-то новое, неизведанное, интересное и занимательное. Становится близкими и понятными ранее недоступные свойства, особенности, признаки и закономерности предметов окружающего мира. Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Развитие ребенка осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации эффективной целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями.

В современной действительности далеко не каждый ребёнок имеет возможность посещать дошкольное образовательное учреждение. По последним данным более 40% детей дошкольного возраста лишены полноценного воспитания, обучения и развития. Учителя начальных классов бьют тревогу: первоклассники, не прошедшие подготовку к школе в детском саду, испытывают серьёзные затруднения в учёбе. У них нет интереса к учёбе, слабо развита связная речь и умственные способности, они не могут сосредоточиться на уроке, не способны к творческому решению самых простейших задач. Анализ успеваемости в начальной школе показывает: последние годы не снижается количество второгодников, хотя профессионализм педагогов растет. При этом 90 % детей, оставленных на повторное обучение, не посещали дошкольные учреждения.

Образовательные программы дошкольного обучения осваивают лишь 58% детей, отсюда одни дети умеют читать, считать и даже писать, а другие не обучены основам грамоты. В настоящее время в системе дошкольного образования на первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. В создавшейся ситуации важно организовать поиск активных систем и технологий для подготовки детей к школе.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью подготовки к школе. Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделяем роли технологии Н.А. Зайцева в процессе подготовки детей к школе как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития.

Объектом исследования является: процесс подготовки детей к школе при использовании технологии Н.А. Зайцева.

Предмет исследования: использование технологии Н.А. Зайцева в процессе подготовки детей к школе.

Цель данной работы - определить значение технологии Н.А. Зайцева для подготовки детей к школе.

Гипотеза исследования: подготовка детей к школе при использовании технологии Н.А. Зайцева будет более эффективной при реализации следующих условий:

Систематического использования технологии Н.А. Зайцева, его игровых методов и приемов в познавательном процессе;

Учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

Создание комфортных психологических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Определить значение технологии Н.А. Зайцева для подготовки детей к школе.

2. Выявить особенности развития детей с 3-х до 7 лет.

3. Изучить условия подготовки к школе ребенка дошкольного возраста с использованием технологии Н.А.Зайцева.

4. Апробировать основные приемы работы технологии Н.А. Зайцева в процессе подготовки детей к школе.

База исследования - муниципальное дошкольное образовательное учреждение: МДОУ Колосковский детский сад «Ромашка» Валуйского района Белгородской области.

Методологической основой нашего исследования являются: данные общей и педагогической психологии, педагогики, анализ психологической и методической литературы по проблеме, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение за детьми количественный и качественный анализ продуктов детской деятельности, обобщение, изучение данных.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

ГЛАВА 1 . ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ Н.А.ЗАЙЦЕВА

1.1 Психолого-педагогические аспекты подготовки детей в школу

Психологическая готовность к школе - особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько. Он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста .

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Его последователи, классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин. Этими же проблемами продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина и другие.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития педагогики и психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности . Подготовка детей к школе, считают педагоги, раскрывает личность ребенка в социально-познавательном аспекте.

По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации .

При решении вопроса готовности к школьному обучению Я. Ийрасек отмечает, что сочетаются теоретические построения с одной стороны, практический опыт с другой. Особенность его исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия, других психических процессах.

По мнению А.Керна, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области относится способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению. Под эмоциональной зрелостью понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детского коллектива, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения .

Российские психологи под готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в зону ближайшего развития ребенка . В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В современной педагогике и психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности». Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Л.М. Фридман, М.М. Безруких Е.Е. Кравцова и многие другие.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности . Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым . Л.А. Венгер трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) . Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала внутренней позицией школьника, считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе .

Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Поэтому, высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, методой и форм работы, систем и технологий, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема готовности детей к обучению в школе получают особое значение, так как от ее решения зависит успешность обучения детей в школе.

Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку: осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми». Учат и воспитывают не только ДОУ и школа: они есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое .

Сегодняшние дети более информированные, раскованные, общительные, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления в мире стали играть, значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Л.М. Безруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе - это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка .

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя:

1. Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки - это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.

2. Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

3. Большинство воспитателей детского сада и учителей начальных классов используют серию комплексных занятий по подготовке к школе. Одно занятие длится 90 минут с двумя переменками. Материал для занятий взят из разных источников, но большая часть из книги О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой «Ускоренный курс для подготовки детей к школе».

4. Самым эффективным методическим материалом в настоящее время, как показывают научные исследования и практическая деятельность педагогов во многих городах России, Белоруссии, Германии, Швеции и других, является технология Н.А. Зайцева, включающая в себя раннее и интенсивное обучение грамоте по чтению, математике, иностранному языку и русскому языку. Игровая основа технологии позволяет использовать материалы технологии: игры, кубики, таблицы для подготовки детей с любым уровнем развития и отклонения.

Таким образом, необходимо использовать технологию Н.А.Зайцева при подготовке детей к школе, так как педагог-новатор подобрал такие задания маленьким детям, которые способствуют развитию речи, восприятию, памяти, воображения, наглядно-образного мышления; умению элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступны пониманию ребенка. Учат сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы, обобщения и др.

1.2 Значение использования игровых технологий при подготовке детей к школе

В связи с данными об общей акселерации детского развития, а также о значительно больших, чем это предполагалось до сих пор, психофизиологических возможностях маленького ребёнка появилась тенденция максимально форсировать обучение дошкольников, не считаясь с их возрастными особенностями, обосновывая это подготовкой детей к обучению в школе. Однако уже давно известно, что одним из мощных средств развития ребёнка является игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребёнок познает новые области действительности. Я.С. Турбовской отмечает: Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это сделал Н. А. Зайцев. У него ребёнок, играючи и в удивительно короткие сроки, осваивает то, что с таким трудом даётся, а то и совсем не даётся ему в школе .

Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов, но предметом специального психологического исследования она становится только в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д.А. Колоцца предпринял попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге содержится попытка раскрыть психологическое и педагогическое значение детской игры. Именно этим объясняется то, что итогом психологической части книги является классификация игр по психическим процессам, которые наиболее ярко представлены в тех или иных играх и которые, по мысли автора, в этих играх упражняются.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Л.Н. Леонтьев, В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Вышедшая в свет книга Д.Б. Эльконина «Психология игры» подводит итоги теоретических и экспериментальных исследований игры, которые велись автором, его сотрудниками и учениками, а также другими советскими психологами, работающими в русле идей Л.С. Выготского в течение более чем четырех десятилетий. В книге впервые развернуто и аргументированно изложена сложившаяся в ходе этих исследований теория игры как особого вида детской деятельности, подвергнуты анализу исторические предпосылки возникновения игры, ее структура, этапы ее развития в онтогенезе, роль игры в психическом развитии ребенка.

Центральной идеей книги является идея социальной природы детской игры. Игра рассматривается как форма «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности» (с. 138). Последовательно реализуя эту идею, Д.Б. Эльконин вскрывает несостоятельность натуралистических подходов к пониманию природы детской игры, либо прямо рассматривающих ее в общем контексте с так называемыми играми детенышей животных, либо выводящих игру из различного рода глубинных влечений, либо, наконец, объясняющих ее условиями адаптации ребенка к жизни в обществе. Вместе с тем во взглядах разных исследователей выделяются и подчеркиваются рациональные моменты, проливающие свет на психологический смысл отдельных сторон и особенностей детской игры. Переходя к анализу рассмотрения проблем игры в советской психологической науке, Д.Б. Эльконин прослеживает, как шаг за шагом выкристаллизовывается подход к игре как особому типу деятельности воплощающему в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющему свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий. Основным объектом изучения автора книги служит развернутая форма игровой деятельности, т.е. ролевая игра, которая достигает высшей точки своего развития в старшем дошкольном возрасте.

Анализ развернутой формы игровой деятельности, осуществляемый Д.Б. Элькониным, включает выявление ее структуры и выделение ее основной, далее неразложимой единицы, сохраняющей все свойства целого. В качестве структурных компонентов игры выступают роли, которые берут на себя дети; игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный характер; игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми предметами, и, наконец, реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры .

Ставя вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка, Д.Б. Эльконин указывает принципиально важное различие между ее общеразвивающим и узко дидактическим значением, т. е. значением, которое сводится к приобретению новых представлений, навыков и умений. Это второе значение игры с точки зрения автора весьма ограничено и не связано с использованием ее специфических черт.

Главнейшим значением игры Д.Б. Эльконин считает ее значение для развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Это - возникновение новых по своему содержанию мотивов деятельности и, вместе с тем, становление новой психологической формы мотивов. Благодаря игровому проникновению в смысл деятельности и отношений взрослых у ребенка к концу дошкольного детства возникает стремление стать взрослым и реально осуществлять его функции, конкретизирующееся в виде желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую деятельность. При этом в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Другие формы специфического влияния игры на психическое развитие ребенка Д.Б. Эльконин видит в том, что в ней происходит формирование некоторых общих механизмов познавательной деятельности и развитие произвольного поведения.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» .

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Система игр, обладающая средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность дошкольников, позволяющая эффективно готовить детей к школе становится игровой технологией. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Согласно Г.К. Селевко, в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы .

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению различных предметов в начальной школе, в частности, математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

А. Прутченков под игровой технологией понимает «определенную последовательность по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности» 17. По Г.К. Селевко, игровая технология представляет собой «целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов» 13.

В образовательном процессе реализованы игровые технологии на основе различных видов игр. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умении, результативностью и соответствием социальным нормам [,50]. Такого рода активность возникает, когда она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогического труда, то есть применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой, технологию развивающих игр В.П. Никитина, коллективное творческое воспитание И.П. Иванова и другие.

Технология развивающих игр В.П.Никитина состоит из набора развивающих игр, где каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов картона, пластика, деталей конструктора и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами и наборами «Угадай-ка», таблицами, кирпичами, конструкторами и т.д. дети играют с мячами, веревками, резинками, камешками, орехами, пробками, пуговицами и т.п. Задачи даются ребенку в различной форме с разными способами передачи информации, имея широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед и развивать свои творческие способности .

К творческим особенностям и креативному развитию детей можно отнести и коллективное творческое воспитание И.П.Иванова. В основе его системы воспитания и развития детей лежит идея коллективных творческих дел, которые позволяют не только развивать познавательную деятельность ребенка, но и использовать феномен группового влияния на развитие индивидуальных способностей личности. Создание условий для организации творческих дел формируют основные черты творческой личности ребенка: в танце, в игре, в песне, в стихах, в рассказах, в чтении, в письме, в счете, в театрализации, в ролевых играх и другие.

В процессе обучения дошкольников наибольшее распространение получили игровые технологии на основе дидактических и развивающих игр. К игровым технологиям на основе развивающих игр относятся игровое эмоционально-деятельное обучение Н.А. Зайцева. Н.А. Зайцев обобщил и переработал основы систем В.П. Никитина и И.П. Иванова, развил идею коллективной учебной игры. Игровые технологии Н.А. Зайцева способствуют раннему развитию способностей ребёнка к чтению, счёту и даже письму. Одновременно с обучением грамоте дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд. Благодаря увлекательной игре с кубиками, дети быстро начинают читать, они счастливы, что у них получается .

Практика показывает, что с помощью игровых технологий, методов и приёмов, предложенных Н.А. Зайцевым, можно успешно обучать и детей с особыми образовательными потребностями. Стойкие положительные эмоции, возникающие у детей, играющих со звучащими кубиками, одновременно выполняющих определённые интересные и весёлые упражнения, нормализуют и активизируют основные функциональные системы организма ребёнка, что благоприятно влияет на здоровье ребёнка. Раскрепощение детей в игре (позы и поведения), так необходимое маленькому ребёнку, способствует более быстрому усвоению изучаемого материала. В играх всегда присутствует свободный выбор ребёнка, самостоятельный поиск (Возьми какой хочешь кубик, Найди буквы, которые есть в твоём имени). Яркость, звучание кубиков привлекает внимание детей и вызывает интерес к действиям с ними.

Игровое эмоционально-деятельное обучение Н.А. Зайцева. Пособия по обучению чтению, математике, грамматике русского языка, английскому языку по методикам Н. Зайцева известны с 1989 года. Самые известные из них - «Кубики Зайцева», «Пять в кубе», «Миллион», «Стосчет» используются как при обучении чтению, так для обучения математике - основаны на игровом системном обучении.

Таблицы, расположенные на стенах и как бы окружающие учащихся, используются при введении нового материала, его объяснении, закреплении, повторении. Каждая из таблиц представляет собой систему опорных сигналов (В.Ф. Шаталов) или укрупнённую дидактическую единицу (П.М. Эрдниев), позволяющую минимумом знаков передавать максимум информации и обладающую свойствами быстрого проявления в памяти (П.М. Эрдниев) необходимых знаний .

Суть математики по методике «Стосчёт» состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не просто количество, но и состав числа. Ребёнок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, осваивает действия сложения и вычитания

Практика показывает, что с помощью игровых технологий, методов и приёмов, предложенных Н.А. Зайцевым, можно успешно обучать и детей с особыми образовательными потребностями. Стойкие положительные эмоции, возникающие у детей, играющих со звучащими кубиками, одновременно выполняющих определённые интересные и весёлые упражнения, нормализуют и активизируют основные функциональные системы организма ребёнка, что благоприятно влияет на здоровье ребёнка. Раскрепощение детей в игре (позы и поведения), так необходимое маленькому ребёнку, способствует более быстрому усвоению изучаемого материала.

Игровые технологии Н.А. Зайцева способствуют раннему развитию способностей ребёнка к чтению, счёту и даже письму. Одновременно с обучением грамоте дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд. Благодаря увлекательной игре с кубиками, дети быстро начинают читать, они счастливы, что у них получается. Включение в программу образования детей старшего дошкольного возраста (предшкольное образование) игровых технологий, методик обучения детей чтению, счёту, письму Н.А. Зайцева, безусловно, позволит без особых трудностей решить проблему разной подготовленности детей к школе.

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития. В основу программы положена система обучения по методики Н. Зайцева: обучение чтению; основы математики (счет, занимательная геометрия, простые вычисления); подготовка к письму.

В основе методик Н.А. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются: 1. От общего к частному и от частного к общему. 2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому. 3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия. 4. Системная подача материала. 5. Алгоритмизация учебных действий. 6. Учет физиологии восприятия учебной информации.

Обучение чтению ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.

Результаты, сопровождающие процесс обучения чтению: появляются навыки грамотного письма, выправляются логопедические недостатки, речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов, быстро расширяется словарный запас, формируется логическое мышление, развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Развитие математических способностей: счёт, сложение, вычитание, развитие логического мышления, развитие двигательной памяти, внимания.

Эффективность. Как показывает широчайший опыт применения методики, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. К шести-семи годам, при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, и даже четвертого классов.

Таким образом, игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

1.3 Су щность и значение технологии Н. А. Зайцева при подготовке детей к школе

Подготовка детей в школу - это та проблема, которая рано или поздно встает перед всеми родителями. И вопросы по этой теме активно обсуждаются перед широкой аудиторией на экране телевизора, в прессе, в интернете. Для родителей детей-дошкольников, воспитателей детских садов, педагогов начальных классов собраны развивающие упражнения, игры и игровые разминки, которые помогут в подготовке детей к школе. Среди множества методов, приемов, средств, форм обучения и воспитания, выделяются авторские технологии.

В соответствии с классификацией, предложенной Г.К. Селевко учитывая, что в пособии рассматриваются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, проектное обучение) и другие. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева является одной из них .

Николай Александрович Зайцев - питерский учитель, специалист в английской филологии, педагог-новатор, автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике, к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность. Изначально его методика обучения чтению (равно как и большинство существующих методик раннего развития) разрабатывалась для первых классов спецшколы для детей с задержкой умственного развития. Затем она стала применяться для старших групп обычных детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. Затем пошел процесс «одомашивания» методики: ее стали адаптировать и для родителей, чтобы те могли сами заниматься дома с детьми.

Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 40 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др.

Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне анализируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Сам по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его.

Классификационные параметры технологии. По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, моно-технология. По типу управления: система малых групп + дифференциация + «репетитор». По организационным формам: классно-урочная + дифференцированная + индивидуальная. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративнаы + игровая. По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная. По категории обучаемых: все категории .

В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Целевые ориентации: научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам. Концептуальные положения: становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому; складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа; соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок), путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению); использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестической; восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность, названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Особенности содержания: Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство.

Кубики различаются: по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов); по объему; по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»); по вибрации наполнителя; по весу; по сочетаниям признаков.

Кубики имеют разный размер - твердые склады на кубиках большого размера, маленькие - на маленьких. Эта особенность кубиков объясняется тем, что появляется реальная возможность объяснить твердость и мягкость через объём речевого анализатора - он увеличивается при произнесении твердого звука и уменьшается при произнесении мягкого.

По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками ь ь ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости .

Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).

Таким образом, алфавиту здесь отводится весьма незначительная роль, равно как и звукобуквенному анализу (какой букве какие звуки могут соответствовать). Это продиктовано, в основном, тем, что детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в филологических дебрях. Поэтому Николай Александрович сразу выдает ребенку все возможные склады, дескать, сам научится составлять из них слова, а потом и читать сможет. Кстати, принцип «все и сразу» действует и при зайцевском обучении счету - ребенку выдаются все числа от единицы до ста, а затем до тысячи и далее. Там, где работают по “Кубикам”, уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность - висят на канатах, ползают по шведской стенке и... как-то между прочим выучиваются читать. Не испортишь осанки - сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения - буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов - чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопеды сообщают, что благодаря «Кубикам» значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам. В Ижевске и других местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают «Кубики» тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге. Многие заметили, что дети, обучающиеся по кубикам, начинают больше рисовать. Педагоги из Белоруссии, сообщили, что с помощью «Кубиков» выводят в речь молчащих (аутичных) детей. Успешно сочетается методика и с музыкальными занятиями. Применяются методики Зайцева и для обучения грамоте детей с ОНР. Начав работу с такими детьми по методике Зайцева, условно можно делить обучение на два этапа: знакомство с кубиками и таблицами, подготовка детей к школе, адаптация методики. Первый этап длится на протяжении первого и второго годов обучения. Второй этап - третий год обучения, соответствует подготовительной к школе группе .

Методика Зайцева построена на принципе игры, соревнования. Дети не сидят за столами, а свободно передвигаются по группе, сами выбирают вид деятельности, игры. Использование складовых таблиц решает проблему охраны здоровья ребенка, в частности зрения и осанки. Ребенок не сидит согнувшись за столом, он стоит перед таблицей, указкой показывая нужный склад, «песенки» твердых согласных поются стоя на мысочках, «песенки» мягких согласных - на корточках. Эти движения Зайцев объясняет разностью резонаторов речевого аппарата при произнесении согласных твердых и мягких. Зайцев предлагает постукивать руками в такт «песенкам», разрешает детям подпрыгивать на месте. Важным достоинством учебных приёмов, как отмечают педагоги, является высокий уровень двигательной активности, формирование правильной осанки, улучшение речи детей, развитие их индивидуальности.

Необходимо учесть, что методика Зайцева является новаторской, в большинстве учебных заведений педагоги никогда не слышали о ней или знают её поверхностно. Еще меньше школ, работающих по Зайцеву, а методика предполагает точное следование каждому пункту и продолжение обучения в школе по ней же. В связи с этим, те, кто используют технологии Н.А. Зайцева, были вынуждены внести определенные коррективы в методику Зайцева, в зависимости от умственного развития детей .

Таким образом, включение в программу образования детей старшего дошкольного возраста (предшкольное образование) игровых технологий, методик обучения детей чтению, счёту, письму Н.А. Зайцева, безусловно, позволит без особых трудностей решить проблему разной подготовленности детей к школе.

ГЛАВА 2 . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ Н.А.ЗАЙЦЕВА

2.1 Диагностика готовности детей к школе

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нашей работы и решения поставленных задач, провели исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения: МД ОУ Колосковский детский сад «Ромашка» Валуйского района Белгородской области.

Детский сад представляет собой типовое здание с дополнительными постройками во дворе. В дошкольном образовательном учреждении создана хорошая материально-техническая база: актовый зал, комната для игр, комната для занятий, спортивный зал, зимний сад, медицинский кабинет, столовая. В группах есть уголки природы, в которых растут комнатные цветы. Это позволяет детям заниматься и играть в любые игры и игрушки, самостоятельно и вместе со сверстниками.

Чтобы помочь детям в личностном развитии общих и специальных способностей, восприятия и понимания в разнообразных видах деятельности, подготовить детей к школе, педагоги применяют самые разнообразные методы и приемы: занятия, беседы, рассказы, наблюдения, экскурсии, прогулки, показ иллюстраций, фотоальбомов о людях разных профессий, чтение художественной литературы, организация экскурсий, сюжетно-ролевых и дидактических игр, проведение праздников и утренников, чтение произведений авторов и заучивание стихов наизусть.

Детский сад работает в системе 5-ти дневной недели, занятия в старшей группе проводятся по 35 минут. В детском саду реализуется комплексная программа «Детство» под редакцией Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А., парциальная программа «Мы» Кондратьева Н.Н.

В соответствии с принципом единства и преемственности учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив детского сада строит свою работу по подготовке детей в школу с учетом возрастных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка. У каждой группы имеется название, план работы, список детей. В группах дети вовлекаются в активную игровую и творческую деятельность. В группе созданы все необходимые условия для самостоятельного активного и целенаправленного развития детей во всех видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, двигательной, конструктивной.

Для проведения экспериментального исследования была выбрана старшая группа дошкольников. Воспитатель - Родина Надежда Алексеевна. Возраст детей -5,5 - 6,5 лет.

Для проведения диагностики мы взяли 2 группы детей по 14 человек: экспериментальная и контрольная группы. В одной - экспериментальной: проводили диагностическую работу, занятия по технологии Н.А.Зайцева, способствующие подготовке детей к школе, а другая - контрольная. В эксперименте участвовали 28 человека, дети старшей дошкольной группы (см. Приложение 1).

Опытно - экспериментальная работа состоит из трех этапов работы, на каждом из которых были поставлены следующие задачи:

1 этап - выявление уровня подготовленности старших дошкольников к школе;

2 этап - повышение уровня подготовленности детей старшего дошкольного возраста к школе;

3 этап - выявления эффективности проведенной работы по технологии Н.А. Зайцева и определения уровня готовности детей старшей группы к школе.

Свою экспериментальную работу мы проводили по методикам Гальдштейна-Ширера, Р.С. Немова, Керна - Иерасека, и Н.А. Зайцева, которая предполагает следующее содержание: задание, критерии оценки, уровни.

В основе нашего исследования лежали такие методы: наблюдения за детьми, количественный и качественный анализ продуктов деятельности детей, обобщение полученных данных. По результатам исследования можно судить о способностях и возможностях детей, наклонностях, интересах, которые являются психологическими особенностями, способствующими в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

Констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень подготовленности детей к школе. Для выявления уровня подготовленности к школе детей старшей группы подобрали серию диагностик, направленных на изучение сформированности индивидуальных особенностей развития умений счета, чтения, мышления, словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста на начальном эксперименте.

В ходе констатирующего эксперимента мы использовали такие методики исследования: «Песенка», адаптированная методика Р.С. Немова, «Палочковый тест» Гальдштейна-Ширера, «Кубики Зайцева», методика по «Стосчету» Н.А. Зайцева: состоящая из 2 заданий - «Стосчет», «Запомни цифры», Тест Керна - Иерасека.

Для решения поставленной цели мы подобрали серию диагностических методик, направленных на выявление уровня развития памяти старших дошкольников.

Первым этапом нашей работы провели методику «Песенка», для изучения объема слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста.

Тест «Песенка» (приложение 2).

Цель: определить объем слуховой памяти.

Инструкция: необходимо на слух запомнить 10 несвязанных между собой слов из звучащей детской песенки.

Критерии. Уровни: Высокий - дети запоминают все слова и воспроизводят в отведенное время. Средний - дети не воспроизводят 2-3 слова и произносят их с интервалами. Низкий - дети не воспроизводят многие слова, не укладываются в отведённое время, используют большие интервалы между произнесением слов

Полученные результаты показывают, что дети экспериментальной группы имеют низкий уровень развития слуховой памяти. Поэтому необходимо в дальнейшем проводить целенаправленную и систематическую работу по развитию слуховой памяти. Показатели контрольной группы значительно выше.

Подобные документы

    Значение и содержание готовности детей к обучению в школе. Специальная подготовка детей к школе в области рисования. Развитие графических навыков письма дошкольников. Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня готовности детей к обучению в школе.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Теоретические основы подготовки детей к обучению математике в школе. Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие, сущность, значение математической готовности к обучению в школе. Программа исследования.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2008

    Понятие готовности ребёнка к обучению в школе. Основные теоретические подходы в рассмотрении проблемы подготовки детей к школе. Педагогические средства формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Особенности формирования морально-волевой сферы детей в процессе подготовки к обучению в школе. Психолого-педагогические особенности развития дошкольников. Опытная работа по повышению личной, интеллектуальной и моральной готовности ребенка к школе.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Понятие психологической готовности к обучению в школе, подходы к его определению в педагогической литературе. Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Формирование готовности ребенка к школе средствами дидактической игры.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2014

    Проблема готовности детей к обучению в школе. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному. Потребность ребенка заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности. Процедура определения психологической готовности к школе.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Воспитание и организация занятий с детьми. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2004

    Определение понятия готовности детей к обучению в школе. Рассмотрение основных методов диагностики школьной зрелости ребенка. Выявление позитивного влияния посещения групп дошкольной подготовки на социальное, личностное, познавательное развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Методика ознакомления с предложением при подготовке дошкольников 6-7 лет к обучению грамоте. Особенности усвоения слогового строения слова в предшкольный период. Изучение психолого-педагогических основ коммуникативно-речевой готовности детей к школе.

    дипломная работа , добавлен 15.04.2014

    Изучение методик определения уровня педагогической и психологической готовности ребенка к обучению в школе. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Программа Х. Бройера. Методики "узор" Л.И. Цеханской, "графический диктант" Д.Б. Эльконина.

1 7 630

Каждый ребёнок индивидуален. Как же выбрать методику подготовки к школе с учётом характера, интересов и способностей малыша? Рассмотрим самые популярные варианты. Вот наиболее эффективные системы, по которым педагоги готовят детей к походу в первый класс.

Каждый ребёнок индивидуален. Как же выбрать методику подготовки к школе с учётом характера, интересов и способностей малыша? Рассмотрим самые популярные варианты. Вот наиболее эффективные системы, по которым педагоги готовят детей к походу в первый класс.

1. Методика Зайцева

Дети с удовольствием учатся в процессе игры. Выдающийся отечественный педагог Николай Александрович Зайцев поставил этот принцип во главу угла своей образовательной системы - и её результаты впечатляют.

Особенности

  • Для обучения чтению на кубиках печатают не буквы, а слоги.
  • Кубики различаются по весу и цвету.
  • Внутрь разных кубиков помещают разные наполнители, которые при встряхивании издают специфические звуки.
  • Дети осваивают чтение не через зубрёжку, а через тактильные ощущения.

С помощью кубиков Зайцева дети в возрасте двух лет учатся читать примерно за полгода. Шестилеткам бывает достаточно пяти занятий.

Плюсы: С помощью этой методики учатся читать даже те малыши, которые больны аутизмом или страдают нарушениями зрения и слуха.

Критика: При произношении малыши часто проглатывают слоги и пропускают окончания. Когда дети идут в школу, им сложно усвоить, что такое фонемы и морфемы.

2. Методика Гленна Домана

Гленн Доман был военным врачом, но в какой-то момент ему пришлось начать заниматься развитием детей с травмами мозга. Он пришёл к выводу: если оказывать систематическое воздействие на один из органов чувств, можно повысить активность мозга в целом.

Согласно учению Домана, учёба наиболее эффективна в период роста мозга - в первые три года жизни ребёнка. К семи годам мозг практически перестаёт расти. Таким образом, чем раньше начать развивать малыша (как умственно, так и физически), тем лучше.

Особенности:

  • Урок длится не более 10 секунд.
  • В день проводится как минимум 10 уроков - но желательно больше, вплоть до 50.
  • Для обучения детей чтению используют демонстрационные карточки с крупно и ярко написанными словами.

Плюсы: По этой методике успешно учатся читать даже дети с особенностями развития. Более того: они начинают превосходить в физическом плане своих здоровых сверстников.

Критика: Дети становятся пассивным объектом обучения. Как следствие, в будущем у них могут возникать трудности с применением полученных знаний на практике. Творческое начало у малышей практически не развивается.

3. Система Монтессори

Итальянка Мария Монтессори произвела настоящую революцию в системе дошкольного образования в начале ХХ века. Изначально она работала с детьми, у которых наблюдались проблемы в умственном развитии. Ей хотелось, чтобы у всех малышей были равные возможности - и поэтому она разработала систему индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Особенности:

  • Основной принцип - самостоятельная оценка собственной работы, творческий поиск своих ошибок и правильных решений.
  • В одной группе могут оказаться дети разного возраста: при этом старшие будут помогать младшим так же, как это происходит в семье.
  • Каждый ученик имеет право развиваться в своём собственном темпе.
  • Большое внимание личному пространству - персональное рабочее место на коврике или за столом для каждого ребёнка в группе.

Плюсы: Максимальное раскрытие индивидуальных особенностей ребёнка.

Критика: Система Монтессори не предполагает соревнований и конкуренции. Мало внимания уделяется развитию творческих способностей. После учёбы по Монтессори ребёнку трудно приспособиться к нормам и правилам обычного общества.

4. Методика Л.Г. Петерсон

Российский педагог-методист Людмила Георгиевна Петерсон заметила, что дети нередко испытывают страх перед чем-то новым. Следовательно, чтобы новая информация усваивалась легче, надо сделать процесс обучения интересным и весёлым.

Что же такое Методики Н. Зайцева?

Товарный знак
ООО Методики Н.Зайцева

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Эффективность

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

Доступность

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Некоторые экономические аспекты

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз... Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Урок обучения чтению по Зайцеву

К сожалению, готовые пособия методик Николая Зайцева (кубики , таблицы) достаточно дорогостоящие, поэтому не каждая мама может ими пользоваться. Но выход есть: изготовить своими руками одно из пособий, которое представляет собой карточки с буквами. Это будут домик короля, домик королевы и карточки-согласные.

Домик короля: А, О, У, Ы, Э.

Домик королевы: Я, Ё, Ю, И, Е.

Карточки из домиков короля и королевы надо вырезать и соединить вертикально (т. е. в столбик в том порядке, в котором они напечатаны). Затем (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны оклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант — приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс — лист фанеры или плотный картон — и обтянуть фланелью. Теперь домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске.

Как играть с малышом?

Придумайте сказку о короле и королеве, о буквах, живущих в домиках. К примеру: «Жили-были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы — в домике поменьше. Эти слуги были непростыми, все они очень любили петь» и т. д.

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).

Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не надо бояться, что у вас нет слуха, малыш все равно считает, что мама поет лучше всех.

Когда эти гласные в домиках усвоены, нужно вырезать и изготовить карточки-согласные: Б, К, М, П.

Можно взять, например, Б и распределить ее по домикам: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — бя, бё, бю, би, бе. Затем так же распределить и остальные буквы: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ — мя, мё, мю, ми, ме и т. д.

После можно подставлять буквы справа и слева от домиков: БАМ, БОМ, БУМ и т. д., то же самое проделывать и с остальными согласными буквами (изготавливать карточки, «катать» их по домикам, подставлять к другим складам). Это вроде бы на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, по которой можно научиться читать за несколько уроков. Малышам, естественно, для усвоения материала потребуется больше времени.

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.

В практической педагогике методики подготовки к школе представлены достаточным разнообразием, чтобы каждый детский сад, центр развития или родитель самостоятельно смогли определиться, какой из них придерживаться. Под методикой понимается совокупность принципов, методов и технологий, объединённых общей логикой и имеющих определённые теоретические предпосылки.

С точки зрения родителей, не будет интересно и необходимо вдаваться в подробности методологии и педагогики, так что можно ограничиться лишь перечислением общих принципов методик, чтобы выяснить, чем различные методики подготовки к школе отличаются друг от друга и в каких ситуациях применение той или иной методики представляется наиболее эффективным.

Подготовка к школе – это одна из ведущих функций дошкольного образования. Она может быть реализована как в рамках образовательной программы ДОУ, в специализированных коммерческих и некоммерческих организациях, занимающихся развитием и подготовкой дошкольников, при помощи услуг репетитора или же в домашних условиях силами самих родителей. Родителям не надо иметь педагогическое образование, чтобы понять, как правильно и эффективно заниматься со своим ребёнком и полноценно использовать некоторые методики подготовки к школе.

Однако не забывайте, что в любом случае нужно проконсультироваться с педагогом и детским психологом, чтобы ненароком не нанести ребёнку вред. Особенно это касается тех родителей, которые слишком уж сильно «гоняют» ребёнка по азам чтения, правописания, математики и другим предметам, забывая, что дошкольное образование должно быть природосообразным, соответствовать естественным возможностям и потребностям ребёнка.

Методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений , не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития . Также не стоит забывать и о психологической готовности ребёнка к школе, которая реализуется не путём заучивания чего-либо, а через социализацию ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Именно этот аспект подготовки к школе в домашних условиях наиболее уязвим, ведь детям-одиночкам, не посещающим детский сад, бывает в дальнейшем очень сложно адаптироваться к школе.

Однако самостоятельно применять методики подготовки к школе вы можете в то время, когда ребёнок по разным причинам не посещает детский сад, когда у вас есть время и желание самостоятельно позаниматься с ребёнком, не нагружая его, а наоборот, всячески поддерживая его развитие. Например, в тот промежуток времени, когда дети выпускаются из детского сада в мае месяце, а посещение школы начинается только в сентябре. К тому же, у большинства родителей это время совпадает с отпуском.

Какие самые популярные методики подготовки к школе для использования в домашних условиях?

Методика раннего развития семьи Никитиных

  • Общие принципы методики подготовки к школе Никитиных:

Методику воспитания детей супруги Никитины вынесли из собственного педагогического и семейного опыта, а также путём наблюдений за воспитанием детей в разных семьях. Они констатировали, что родителям свойственно ударяться в две крайности, занимаясь ребёнком дома – это либо заорганизованность, либо заброшенность. В первом варианте ребёнка постоянно таскают в разные кружки, с ним занимается десяток репетиторов, он одновременно учит английский, занимается танцами, плаванием и игрой на фортепиано. Конечно же, о полноценном детстве в таком случае можно забыть. Другая ситуация противоположная: ребёнок предоставлен сам себе, и растёт «как трава у дороги», без дополнительных занятий и стимуляции развития. Конечно же, очевидно, что обе эти ситуации вредны для ребёнка.

Основные принципы методики подготовки к школе Никитиных, выражаются в следующих постулатах: развитие должно быть свободным и творческим . Дети занимаются когда хотят и чем хотят, чередуя интеллектуальные и творческие занятия с обязательными занятиями спортом.

Спортивная атмосфера в методике Никитиных играет основополагающую роль: так как ребёнок от природы физически активен, то родители должны обязательно обеспечить его необходимыми возможностями, следуя его желаниям и предпочтениям. В вашем доме должны быть спортивные снаряды, вы должны обеспечить ребёнку возможность посещать спортивную секцию по его вкусу, и, конечно же, вы сами должны вести спортивный и здоровый образ жизни.

Кроме того, родители должны следить за развитием ребёнка и мягко и ненавязчиво стимулировать его . То есть, не заставлять ребёнка учить азбуку, а как бы невзначай покупать ему кубики с алфавитом, предлагать игры для изучения слов и прочее. В контексте подготовки к школе, это означает, что родителям не следует делать из поступления в школу культ, нужно просто добиться того, чтобы к моменту поступления ребёнок уже сам овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками в удобной и приемлемой для него форме.

  • Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:

Методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие. По методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно.

  • Минусы методики подготовки к школе Никитиных:

Главный минус заключается в том, что не все дети горят желанием самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия. Основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям. Этого можно добиться, если никогда не создавать атмосферу принуждения ребёнка к занятиям и никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Но, увы, есть такие дети, которых всё же сложно заинтересовать, и не всем родителям под силу добиться того, чтобы ребёнок захотел что-либо делать сам. Особенно это касается физического развития – для детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем, например, такие активные занятия спортом могут не подойти.

Подготовка к школе по методике Зайцева

Методика Зайцева включает в себя оригинальный подход к обучению письму, чтению, русскому и английскому, а также правописанию. Она широко применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, и может быть реализована в домашних условиях.

  • Общие принципы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика Зайцева широко эксплуатирует визуальное восприятие информации и в корне отличается от большинства подобных методик, являясь по-настоящему новаторской. Её главное кредо – обучить ребёнка всему необходимому, учитывая его индивидуальные особенности и без вреда для здоровья . Таким образом, методика Зайцева может применяться для обучения даже особенных детей, имеющих отклонения в развитии, как в физическом, так и в интеллектуальном. Методика Зайцева имеет очень хорошие рекомендации, как от педагогов и психологов, так и от физиологов, врачей, педиатров.

  • Плюсы методики подготовки к школе Зайцева:

Пособия и материалы, необходимые для занятий по методике, представлены большим разнообразием и широкодоступны. Методика активизирует различные каналы восприятия информации, что избавляет ребёнка от «заучивания», помогая ему сберечь своё здоровье, сэкономить время.

  • Минусы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика лучше реализуется в условиях групповой работы, чем при индивидуальных занятиях дома.

Если вы начали придерживаться методики Зайцева только при обучении чтению, например, то следует использовать её же и для всех остальных аспектов обучения.

Применительно к подготовке к школе, методика Зайцева не рекомендуется (то есть, её не следует начинать применять непосредственно перед школой) – у детей, которые обучаются с помощью методики Зайцева, могут быть некоторые проблемы с адаптацией к школьной программе, так как традиционная подача материала в школах отличается от подачи информации по методике Зайцева.

Подготовка к школе по методике Монтессори

Это одна из наиболее популярных на сегодняшний день методик комплексного раннего развития и подготовки к школе, которая есть на слуху у всех родителей. Её повсеместно используют в детских садах и в специальных центрах, также её можно использовать и дома самостоятельно.

  • Общие принципы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори очень лояльна к детям, её ещё называют методикой саморазвития и самовоспитания. Очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики и ощущений ребёнка (тактильных, вкусовых, обонятельных, а не только зрительных и слуховых). Родитель или педагог в этой системе занимают чёткую второстепенную позицию, только лишь помогая ребёнку и мягко направляя его, когда он в этом нуждается.

  • Плюсы методики подготовки к школе Монтессори:

Прочитав книги для родителей по системе Монтессори, каждый может сам придумывать согласующиеся с данной концепцией упражнения и игры для своих детей. Здесь не обязательно применять какие-то специальные пособия, наборы и другие материалы. Идеально методика Монтессори подходит для тех, у кого несколько детей – младшие дети тянутся к тем, кто старше, и старшие сами могут обучать малышей. Относительно подготовки к школе, ребёнок-школьник может стать идеальным учителем своего братика или сестрёнки.

  • Минусы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори предполагает то, что родитель не просто оставит ребёнка развиваться так, как ему угодно, а будет создавать для него полноценную развивающую среду. Чтобы понять что это такое и суметь её сформировать, нужно подойти к этой методике основательно и не жалеть своего времени на постижение её азов . Недостаточно просто купить развивающие игрушки, созданные «по системе Монтессори» — тогда это не будет полноценным следованиям её принципам, так как данная система включает в себя целую философию, которую необходимо постичь.

Ещё один ощутимый минус – отсутствие в методике подвижных и ролевых игр . Кроме того, система Монтессори крайне демократична, и это приносит вред как раз-таки процессу подготовки к школе, ведь многим детям, воспитывавшимся по этой методике, потом не хватает умения соблюдать дисциплину.

Так что, в контексте подготовки к школе, требуется не применение системы Монтессори, а, скорее, её коррекция в тех случаях, если ваш ребёнок развивается с раннего детства именно по ней.