Рассказ для детей «Телевизор мой друг — телевизор мой враг. Можно ли детям смотреть телевизор

21.11.2023 2018-2019

Споры о том, вреден или полезен телевизор детям, начались ровно с момента появления телевидения. Первые исследования и выводы о влиянии ТВ были сделаны ещё тогда, когда голубой экран был далеко не в каждом доме. На сегодняшний день мы вынуждены признать, что телевизоры и компьютеры, планшеты и телефоны стали для наших детей настоящими «виртуальными няньками». Влияние гаджетов на здоровье и психику ребёнка регулярно исследуется учёными и обсуждается на научных конференциях. Данные приводятся противоречивые, но главное, в чём все сходятся: мы не в состоянии притормозить прогресс и запретить использование электронных устройств детьми.

Современные родители чаще всего придерживаются одной из двух совершенно противоположных тенденций.

Родители-противники

Идея: гаджеты вредят здоровью и развитию ребёнка, портят опорно-двигательный аппарат, гарантируют близорукость, способствуют ожирению, насаждают насилие, активируют агрессию, провоцируют гиперактивность. Ребёнок должен расти в естественной среде, как было раньше.

Минусы такого подхода: ребёнку труднее находить общий язык со сверстниками, он «не в теме», чувствует себя «белой вороной», часто страдает кругозор или его знания не всегда совпадают со знаниями сверстников, не учится пользоваться сложными техническими устройствами, не использует их для поиска новых знаний. Как следствие старается обмануть родителей и тайно пользуется гаджетами друзей и одноклассников. Тогда как «родители-противники» считают, что догнать ровесников никогда не поздно: вот вырастет ребёнок, окрепнет психика и пусть пользуется гаджетами, но ограниченно.

Родители, которые идут в ногу со временем

Такие родители считают, что ограничивать детей в пользовании телевизором и гаджетами бессмысленно, так как ребёнок все равно найдёт возможность преодолеть запрет.

Идея: гаджеты освобождают мам и пап от перегруженности детьми, а дети через телевизор получают всю необходимую информацию о жизни.

Минусы такого подхода: дети проводят у экранов много часов в день без движения. У таких детей часто наблюдается задержка психического и/или речевого развития. Их воображение не развивается, так как они потребляют готовые сюжеты. На воспитание начинает влиять телевизор, а не мама и папа. А чему он научит, не всегда понятно, если содержание передач не ограничивается.

Мнение психолога

Психологи не любят крайности. Они ратуют за бережное отношение к личности, за то, чтобы и ребёнок, и родители использовали телевидение для развития, а не для отдыха мам и пап от собственных детей. Развернутых исследований о времени, которое ребёнок может провести у экрана телевизора или компьютера в день без вреда для здоровья, учеными не проводилось.

Тем не менее, на многих ресурсах ссылаются на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). А она, между прочим, запрещает детям до трёх лет даже показывать гаджеты. Детям-дошкольникам старше трёх лет позволяется проводить перед экраном телевизора не более 30 минут, младшеклассникам — 30−60 минут, а средним и старшим школьникам от 1 до 3 часов. Интересно, что на официальном сайте ВОЗ эта информация отсутствует, а в докладе «Развитие детей в раннем возрасте в Европейском регионе: потребности, тенденции и разработка политики» влияние телевизора вообще практически не указывается.

Давайте подробнее разберёмся с каждой возрастной группой.

Дети от 0 до 12 месяцев

Детям до года телевизор однозначно для развития не полезен. Никакие передачи, помеченные возрастной маркировкой «0+», не помогают развивать ребёнка. Известный эксперимент показал, что мозговая активность младенца при просмотре телевизионной передачи для малышей никак не отличается от того, что происходит в его голове, когда он смотрит на вращающийся барабан стиральной машины. Младенца до года развивает общение со значимыми близкими людьми, сидение на руках или в слинге у мамы и тёплая, спокойная обстановка в доме. Желательно исключить даже фоновый просмотр телевизора при ребёнке.

Дети от года до двух лет

В этом возрасте дети уже начинают понимать, что телевизор, компьютер, телефон — это такие ценные предметы, которые часто используют взрослые, и, соответственно, тянуться к ним, показывать, что им надо дать пульт, подержать телефон, понажимать на кнопки. В этот период желательно не смотреть телевизор с включенным на максимум звуком, а также избегать просмотра передач, демонстрирующих жестокость, так как они провоцируют дополнительную тревогу у родителей, а она, в свою очередь, транслируется ребёнку. В результате малыш может вести себя беспокойно.

Если вам удастся удержаться и не показывать ребёнку теле- и компьютерные программы в этом возрасте — прекрасно. Кстати, во Франции, например, вообще запрещено производить программы для детей младше двух лет.

Дети от 2 до 3 лет

Возраст, когда можно попробовать познакомить детей с первыми мультфильмами. Ищите простую анимацию с понятными сюжетами, медленным темпом смены кадров, негромкой музыкой. Ограничьте просмотр несколькими минутами. Не включайте телевизор вместе с едой, впоследствии это провоцирует пищевые расстройства.

Дети от 3 до 5 лет

Время, когда ребёнок может смотреть мультфильмы и первые познавательные передачи. В этом возрасте детям важно получать информацию из разных источников: от родителей — пока самых важных просветителей, сверстников, из книг и медиа, например, журналов или телевидения. Важно контролировать то, что смотрит ваш ребёнок: он осваивает нормы поведения из мультфильмов и передач, учится общаться со сверстниками, неосознанно примеряет на себя разные роли героев.

Лучше, чтобы в первый раз вы смотрели мультфильм или телепрограмму вместе, чтобы в случае необходимости у взрослого была возможность объяснить действия героев и происходящие на экране события. Желательно не смотреть телевизор больше 20−30 минут подряд, после просмотра обязательно подвигаться или погулять. Смотреть лучше всего передачи, рекомендованные по возрасту.

Дети старше 5 лет

Дети в этом возрасте активно развивают эмоциональный интеллект, их психика становится устойчивее и готовой к более интенсивному режиму, быстрому темпу смены кадров, насыщенному информацией видеоряду. Выбирая передачи, интересующие ребёнка содержательно, смотрите, чтобы он не сидел перед экраном больше 30 минут. С этого возраста можно (но не каждый день!) разрешать просмотр полнометражного мультфильма, фильма, телепередачи.

Это важно!

Не ориентируйтесь на возрастную маркировку. Если рядом с названием стоит «0+» — это не значит, что мультфильм качественный и полезный и его можно показывать новорождённым. Это значит только то, что он не содержит сцен насилия, не пропагандирует курение и так далее. Приложите усилия: выберите для ребёнка программы, которые вам покажутся важными, обучающими, развивающими.

Спрашивайте себя каждый раз: чему мой ребёнок научится, когда это посмотрит? Узнает ли он что-то важное? Хочу ли я, чтобы мой малыш узнал это именно сейчас? Даже если вы включаете телевизор для развлечения или отвлечения ребёнка, вы должны знать, что во время просмотра его мозг не отдыхает, а работает: он запоминает, усваивает и берёт пример.

Сейчас появилось много качественных детских программ, которые разрабатывают педагоги и психологи, старающиеся заложить нравственные основы, полезные знания и навыки в передачи, рекомендуемые для просмотра детьми и родителями. Станьте экспертом для своего ребёнка — выбирайте для него достойный контент!

В этой статье мы попробуем разобраться с целой серией вопросов.

  • Каждый ли «развивающий мультфильм» действительно развивает?
  • Что такое «развитие» по отношению к дошкольникам?
  • Что нужно знать, чтобы развивать малыша?
  • Каковы признаки переутомления ребенка от просмотра телевизора? Почему дети с удовольствием смотрят рекламу и мультики?
  • Как отучить ребенка от телевизора , если малыш просто «прилипает» к нему и постоянно требует новых серий мультфильмов?

О всех гигиенических, физиологических и психологических моментах просмотра детьми телевизора и видеофильмов мы говорили в первой статье А сегодня мы обсудим уже те вопросы, которые помогут Вам выбрать передачу или видеофильм для детей и использовать ее для развития ребенка. ЧТО смотреть детям по телевизору и видео и что действительно развивает?

Дети и телевизор: любой ли «развивающий мультфильм» развивает ребенка?

Очень часто мультики и развивающее видео показывают ребенку с целью его развить, дать знания, научить. Но на самом деле такого развивающего влияния мультфильмы не имеют, что бы ни было написано на их упаковке! Мультик – это просто отдых для малыша, в котором ребенок пассивен! Почему? Давайте послушаем детских психологов и педагогов.

Что главное в развитии малыша и что будет определять его успех в жизни? Запоминание и знание множества фактов – названия геометрических тел и фигур, планет и т.д.? Или умение находить сходство и отличие, анализировать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, умение найти оригинальный выход из проблемной ситуации, договориться с партнерами по игре или общению, организовать себе среду, спланировать свои действия, увидеть свои ошибки, понять их причины и внести коррективы?

К сожалению, сейчас многие считают, что самое главное – это запоминание самыми маленькими букв, цифр и иностранных слов, разных фактов и названий объектов окружающего мира. Именно поэтому в сети есть куча так называемых «развивающих» видеороликов, где просто показывается картинка, например, планета, минерал или животное, и этот объект называется диктором. И на этом заканчивается всё содержание ролика. Например, в развивающем видео, которое обещает научить малышей различать и правильно называть цвета, на экране показывается картинка и сухой или, наоборот, фальшиво-слишком-радостный голос диктора говорит: «Красный цвет. Это красное яблоко». Затем показывается новый цвет и диктор снова, радуясь неизвестно чему, произносит: «А это оранжевый цвет. Оранжевый апельсин» и т.д., пока перечень цветов не закончится.

Развивают ли подобные ролики детей? Нет. Чаще всего малыш называет вслед за диктором привычный ему рисунок — «кривая линия» или «равнобедренный треугольник» или «Сатурн». Но попробуйте нарисовать другую кривую линию, на другой бумажке и другим маркером, или выложить кривую веревочкой на земле, и малыш уже не может определить, что это такое нарисовано – кривая, прямая или ломаная линия. Он просто механически запомнил название конкретной картинки! Он не научился выделять главное от второстепенного, находить общие и различные признаки и обобщать, переносить усвоенные знания в новые ситуации в своей жизни! Это мертвая информация, никак не влияющая на развитие малыша. Просто называние и механическое запоминание ничего не дает развитию дошкольника! Для того, чтобы знания развивали, их надо использовать в жизни. А это возможно только в реальном общении со взрослыми в семье, а не в пассивном восприятии слов с экрана!

Разберем пример с цветом. Гораздо полезнее для здоровья и развития ребенка не смотреть на экране такое ложно-развивающее видео с простым перечислением картинок разного цвета, а поиграть с мамой с цветами . При этом мы начинаем искать предметы заданного цвета в комнате и мама говорит: «Я нашла оранжевую папку. А ты что оранжевое нашел?» Ребенок бежит к полке, показывает пальчиком на книжку: «Оранжевая». И дальше ищем всё оранжевое, что есть дома. А собираясь на прогулку, назовем цвета одежды: «Какого цвета курточка? Брюки? Шарф?» и т.д. и закрепим названия цветов, которые уже знает малыш. А может быть, поиграем в другую игру — возьмем 4 карандаша разных цветов и попросим ребенка угадать, какого цвета карандаш у Вас в правой руке? После трех попыток проверим, угадал ли ребенок. Есть еще один вариант — выложим пять цветных карандашей, попросим ребенка закрыть глаза и уберем один и спросим малыша: «Какой карандаш исчез?». При этом мама играючи, мягко и последовательно будет развивать малыша и вести его от называния 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый) к всё более и более широкому спектру оттенков (серый, бордовый, розовый, малиновый, алый, фиолетовый, салатовый и т.д.)

Но все эти ролики с простым перечислением и называнием разных объектов гордо носят имя «развивающие». Почему?

  • Первая причина.Если назвать ролик «Картинки для детей. Космос» — это непривлекательно. А если назвать «Развивающее видео для умников и умниц по теме «космос» — это уже очень привлекательно и заманчиво (это название я придумала сама для примера, так что если вдруг такой ролик реально существует, то я не имела его ввиду в этой моей реплике).
  • Вторая причина — отсутствие в России экспертизы на развивающую видеопродукцию для малышей.

Поэтому выбирая развивающий ролик для своего малыша , нужно ориентироваться прежде всего на его содержание, а не его название. Есть прекраснейшие видеоролики для детей, не называющие себя развивающими, но в то же время действительно вносящие весомый вклад в развитие малыша! Но их на сегодняшний день не так много.

«Развивающий» мультфильм или видеопрограмма обязательно должн ы не давать готовые ответы или требовать запоминания картинок, а как раз наоборот — побуждать ребенка задавать вопросы, сравнивать, анализировать, показывать знакомые объекты с новой точки зрения, пробуждать творчество малыша, развивать его умение видеть один предмет с разных сторон! А не перечислять нарисованные картинки.

Выбирая развивающий мультик для ребенка, также надо учесть требования к его сюжету и оформлению:

  • Картинки не должны мелькать, они должны сменяться медленно.
  • Речь героев должна быть внятной и грамотной! Причем грамотной и в словах, и в построении фраз, и в правильной интонации. Здесь не место грубостям, ведь ребенок впитывает всё как губка, и в отличие от взрослого, малыш не может «отфильтровать», что здесь «хорошо», а что «плохо».
  • В мультфильме не должно быть отрицательных моделей поведения, агрессии (нужно учитывать подражательность дошкольников, ведь они подсознательно начинают в жизни применять те модели поведения, которые увидели в мультике)
  • Сюжет и характеры героев должны быть понятны малышу, вызывать желание в них поиграть, придумать новые приключения и диалоги персонажей и т.д.

Что надо знать, чтобы развивать малыша?

Мир малыш познает руками в интересной деятельности со взрослым! И именно это определит его достижения и успешность в жизни в дальнейшем! Почему? Потому что так устроен ребенок по своей природе – у него наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в отличие от нас, взрослых, у которых преобладает словесно-логическое мышление. Поэтому малыш может познать предмет и построить его образ только в своей практической деятельности. И эта особенность мышления детей известна уже много веков и должна учитываться всеми взрослыми в обучении малышей!

Реально определяют развитие ребенка в дошкольном возрасте:

2) сенсорный опыт (т.е. опыт, полученные через осязание, обоняние, слух, зрение в реальной жизни).

Малышу – дошкольнику надо самому играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать чтение хороших книжек, инсценировать их с мамой, проводить опыты с воздухом и водой, строить свои гипотезы и их проверять, делать выводы. То есть для развития малыша нужно чтобы он сам делел опыты, а не смотрел мультики, где эти опыты показаны. Ему нужно самому делать поделки из желудей, а не смотреть ролик о том, как это делают другие! И самому придумывать и делать поделки из шишек, а не играть в компьютерную игру, в которой требуется только мышкой ткнуть в нужное место и по образцу собрать виртуальную поделку из шишек. Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев, но пальцев, держащих реальную шишку и придумывающих поделку из нее! А не пальчиков, «тыкающих» мышкой в место, указанное на экране компьютера стрелкой!

Просмотр видео и мультиков не является практической деятельностью ребенка. В них ребенок пассивен. А значит, что видео и телевизор могут использоваться как отдых, как дополнение к истинно детским видам деятельности, но не как основное содержание жизни, воспитания и обучения малыша и познания им мира. И вводить развивающий фильм нужно тогда, когда ребенок в своем реальном практическом опыте жизни это освоил.

Всегда более развиты те дети, которые имели и имеют опыт интересного творческого общения со взрослыми в семье, а не те дети, которые получили и просто запомнили информацию с экрана!

Почему дети так любят мультики и рекламу?

Мы знаем – даже младенцы с удовольствием смотрят рекламу и мультики! Почему?

1. Реклама и видео для малышей построены на «трансовых» эпизодах, смонтированных в режиме клипового восприятия. Мелькание сюжетов завораживает, ребенок не отрываясь может смотреть на экран. Но это не означает, что развивается усидчивость и внимание. Эффект будет как раз наоборот! Дети привыкают к такой гиперстимуляции и начинают ее требовать. Они уже не могут обходиться без нее. Ребенку нужно чтобы всё двигалось, мелькало, и он уже не может просто послушать книжку, ему неинтересны беседы и наблюдения, он требует настоятельно этих гиперстимуляций и перед сном, и во время еды, посвящает экрану свободное время и т.д. Малышу скучно рисовать, лепить, играть, конструировать. Ему нужны новые яркие гиперстимуляции. В дальнейшем становится очень трудно договориться с таким малышом, и его начинают называть «неуправляемым». Если в доме постоянно работает телевизор как фон семейной жизни, если ребенок привык что основная форма его досуга – это просмотр телевизора или видео, то чаще всего для малыша в дальнейшем происходят такие последствия.

2. Картинки современных мультиков и рекламы очень яркие, со спецэффектами. Реальные жизненные краски намного более естественны и потому менее ярки. Такая сочная яркость красок очень привлекает детей. Кстати, яркие цвета дети используют в своих рисунках и предпочитают в игрушках и одежде, т.к. именно этот волновой спектр нужен им для развития. Яркие цвета оказывают интенсивнейшее влияние на глаза ребенка, приковывают к себе внимание. Привыкнув к мельканию ярких красок, ребенок перестает обращать внимание на более мягкие оттенки, они становятся для него непривлекательными.

3. Исследователи заметили, что детей младшего возраста очень привлекает мелькание , причем любое от наблюдения за вращением барабана стиральной машины до мелькания даже пустого экрана телевизора. Они предпочитают этот мелькающий раздражитель наблюдению за неподвижным предметом. Именно поэтому экран телевизора так притягателен для них. Но вот как раз мелькание экрана и создает повышенную нагрузку на детский организм и крайне неблагоприятно действует на малышей.

4. Современные дети дошкольного возраста нередко посещают много кружков и занятий дополнительно к детскому саду. У них нет времени на свободную игру. Устав от перегрузки (что не всегда сразу же видно внешне по поведению малыша), ребенок просто не может активно действовать от переутомления и потому просто пассивно потребляет то, что ему предлагает экран.

Вывод здесь напрашивается простой – не всё, что нравится детям, им полезно! И это обстоятельство нам, взрослым, нужно учитывать!

Почему сейчас так распространены разные ложные «видеоразвивалки» для младенцев и детей до трех лет?

Подробнее о том, нужен ли телевизор и развивающее видео младенцам и детям до трех лет мы говорили в статье . А сейчас несколько уточнений и дополнений. Я поговорила на эту тему с одним очень хорошим детским психологом-консультантом. И вот какой ответ получила.Почему же во многих семьях готовы купить за большие деньги развивающие игры, которые реально не развивают ребенка и даже тормозят его развитие?

Давайте посмотрим на себя со стороны глазами детского психолога с огромный опытом работы.

Первая причина. Во многих семьях есть желание воспитать не счастливого здорового малыша, а «гения с пеленок». Чаще всего это бывает тогда, когда родители чувствуют себя нереализовавшимися в жизни и стремятся «поднять свой статус» за счет успехов малыша. Вот и пытаются сделать всё «быстрее, выше, сильнее, лучше чем у других», похвастать перед подружками или в форуме тем, что уже считает, пишет, читает и т.д. Разочарование в дальнейшем часто приводит к претензиям к ребенку за то, что надежды не оправдались. А ребенку почти всегда требуется через несколько лет такой интенсивной «учебы с пеленок» помощь и коррекция детского психолога.

Вторая причина. Самая частая причина – это реклама подобных роликов для самых маленьких, которая утверждает «Вы занимаетесь своими делами, а малыш, смотря наши программы, в это время развивается» И это действительно, просто мечта любой женщины – чтобы всё делалось само собой! Не все понимают и готовы понять, что ребенок развивается в общении с мамой, а не в просмотре кадров на экране! Все исследования показывают, что просто просмотр таких роликов малышами до трех лет не развивает ребенка! А даже наоборот! И если даже ребенок постарше лет 5-6 посмотрел самый лучший на свете развивающий мультик, но нужно его обязательно обсудить с малышом.

Например, если ребенок 5 лет посмотрел фильм о деревьях жарких стран, то нужно обсудить: могли бы эти деревья вырасти в нашем дворе? Почему? А если бы мы их на зиму утеплили? Что им нужно для жизни? Чем они отличаются от тех деревьев, которые растут в нашем дворе? Провести с малышом те опыты, о которых говорилось в видео. Можно нарисовать эти деревья, сделать про них самодельную книжку и подарить ее друзьям ребенка.

Просмотр развивающего видео или телепередачи не должны быть просмотром ради просмотра! Знания должны жить и использоваться в жизни! Причем использоваться не только в стандартных ситуациях, но и в новых, творческих, проблемных ситуациях. Только тогда они развивают! Это один из базовых законов развивающего обучения малышей! И именно от выполнения этого закона будет зависеть успешность малыша в будущем не только в школе, но и в жизни.

Третья причина. Интересная причина популярности видеоразвивалок для младенцев, которая позволяет нам – взрослым – по-другому посмотреть на нашу жизнь. Оказывается, что если мы в жизни постоянно спешим и не успеваем, то привыкаем к состоянию спешки так, что она становится нашей «внутренней природой». И совершенно неосознанно мы начинаем переносить это привычное нам состояние на воспитание и обучение наших малышей. Мы подсознательно боимся опоздать и не успеть! Поэтому мы учим буквы в год (вместо того, чтобы развивать устную речь ребенка), даем ему смотреть «умный фильм» (вместо того, чтобы научить его строить из конструктора дома, гаражи, города, мосты и т.д.), водим его пальчиком по цифрам (вместо того чтобы рисовать с ним окружающий мир), показываем ему картинки в компьютере с нудным голосом диктора «Это кошка. Кошка мяукает» (вместо того, чтобы понаблюдать за настоящей кошкой во время прогулки, отметить ее повадки, придумать вместе с малышом загадку про нее и загадать ее папе).

И в результате мы действительно опаздываем! Так как время реального развития ребенка в детских видах деятельности оказывается упущенным! А если не успели заложить фундамент, который закладывается только в детских видах деятельности (игре, рисовании, лепке, конструировании, сочинении историй, инсценировании и т.д.), то всё здание раньше или позже просто «рухнет» или «даст трещину»!

В чем проявляется у детей утомление от просмотра телевизора или видео?

Эмоциональное утомление может проявляться в двух прямо противоположных вариантах:

  • Усталость, вялость, невнимательность, заторможенность, рассеянность.
  • Перевозбуждение, агрессивность, капризы, неадекватное поведение, бессонница, нарушение аппетита.

Утомление не всегда ярко проявляется у малыша!

Дети и телевизор: как отучить ребенка от телевизора?

Если малыш постоянно требует телевизор или видео, устраивает истерики, то нужно принимать меры. И чем раньше мы начнем это делать, тем легче пройдет процесс отвыкания от привычных раздражителей и гиперстимуляции. Что можно сделать:

  1. Выделить в режиме четкое время для просмотра и убрать пульт вне доступа ребенка.
  2. Перейти на более короткие мультики и фильмы.
  3. Смотреть видео и мультфильмы вместе с малышом, обсуждать характеры персонажей, их поступки, помогать понять происходящее на экране, разыгрывать диалоги из фильмов с игрушками, делать спектакли по их мотивам. Всегда сначала спрашивайте мнение ребенка о фильме и его персонажах, выслушайте его (так Вы глубже поймете мир своего малыша и его потребности и интересы). Только потом помогите ребенку разобраться в фильме. Это должен быть доверительный, а не назидательный разговор! Интересная деятельность по мотивам мультиков и телепередач (например, домашний театр) помогает переключить внимание ребенка на более полезные для него виды деятельности и избавиться от зависимости от телевизора.
  4. Не используйте телевизор и видео во время еды.
  5. Никогда не говорите малышу «Ты еще маленький», запрещая смотреть телевизор. Он поймет, что когда он будет взрослым — он сможет смотреть телевизор сколько хочет.
  6. Найдите интересное увлечение для малыша вместо телевизора. Клейте открытки, стройте города, пеките с ребенком печенье. Выбирайте любое дело, которое нравится и Вам, и малышу и приносит вам обоим удовольствие и радость! Это главное! Ведь если малыш увлечен, то ему телевизор становится просто не нужен!

Это программа отвыкания не на один месяц. Помните, чем младше ребенок, тем легче его отучить от телевизора! И давайте помнить русскую пословицу «Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!»

Желаю всем семьям счастья и интересного увлекательного семейного общения! Тогда никакой телевизор не сможет вам навредить, а принесет только новые интересные и познавательные впечатления и идеи!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Ваш ребенок слишком сильно поглощён телевизором. Как отвлечь его и переключить на что-то более полезное?

Как телевизор втирается в доверие

Часто родители сами включают телевизор, чтобы развлечь ребёнка просмотром телепрограмм. Пока малыш с увлечением смотрит на экран, можно приготовить обед, прибраться в квартире или, что греха таить, посидеть с чашечкой кофе в укромном уголке квартиры.

Некоторым проблема телевизора может показаться надуманной. Однако у большого количества семей телевизоры есть и играют впечатляющую роль:

  • объединяющего начала, перед которым собирается семья;
  • кухонного атрибута - воспринимается как приправа к пище;
  • средства отвлечься - способ отдохнуть и переключиться после работы;
  • источника новостей.

Смотреть телевизор умеренно - не страшно. Но часто им злоупотребляют, причем происходит это в семьях:

  • где есть серьезные внутрисемейные конфликты;
  • где родители заняты тяжелой, нелюбимой работой, которая требует глубокого отвлечения;
  • где у родителей нет времени и желания заниматься детьми;
  • где у детей появились сложности в развитии, которые родители не знают как решить;
  • где у родственников есть хронические заболевания, которые вынуждают их к сидячему образу жизни (у телевизора).

Телевизор до сих пор занимает место «семейного фетиша» - «умный», современный прибор с широкой диагональю является свидетельством достатка и благополучия семьи.


Доказанный вред

Мерцающий экран с калейдоскопом цветов и быстро сменяющимися картинками - серьёзная нагрузка для детского зрения. Зачастую детей после долговременного просмотра передач приходится вести к офтальмологу, который прописывает им очки.

Если ребенок проводит перед телевизором слишком много времени, у него будет более интенсивно развиваться одно полушарие мозга, а другое, отвечающее за усвоение текста, не получит должной нагрузки. Из-за этого может развиться дислексия - сложности с чтением и письмом.

Просмотр телепередач - пассивное времяпровождение, дети не получают так необходимой им двигательной активности. Кроме того, они недостаточно осваивают и игровые навыки, поэтому у таких детей значительно хуже развивается фантазия и творческая деятельность.


Большое количество времени перед телеэкраном - это, чаще всего, замена необходимой родительской любви и внимания.

В меру - это сколько?

От 1,5 до 3 лет - пользоваться телевизором можно не более получаса в день. При этом сюжеты мультфильмов должны строго контролироваться родителями. В них должны быть положительные персонажи, причём, желательно, не бессловесные, а ведущие диалоги или монологи. Детские психологи отрицательно относятся к «бессловесным» персонажам, считая, что они провоцируют задержку речевого развития малыша.

От 3 до 7-8 лет время просмотра передач не должно превышать одного часа.

В средней школе - не превышать двух часов в день.


Сколько бы времени вы ни разрешали ребенку проводить перед экраном, следует строго придерживаться правил безопасного просмотра. Расстояние до телеэкрана должно быть не менее 5 его диагоналей. При этом не следует смотреть телевизор в темноте: комната должна быть комфортно освещена.

Что можно смотреть детям?

Бóльшая польза от просмотров, если родители будут не только тщательно отбирать мультики и фильмы, но и смотреть их вместе с ребёнком, а затем работать с просмотренным материалом теми способами, которые соответствуют возрасту ребёнка: пересказ, пояснение, рисование по мотивам увиденного и прочее.

Малышам младше трёх лет сложно систематизировать увиденное на экране, а также выразить эмоции, которые их при этом переполняют. В этом им должны помочь родители. Нужно ненавязчиво пояснять ребёнку то, что показывают на экране. Детям дошкольного возраста можно задавать вопросы о происходящем, такие как: «почему так получилось?», «зачем герой совершил тот или иной поступок?». Обращайте внимание на эмоции, который проявляет ребёнок при просмотре. Особое внимание рекомендуется уделять эпизодам, в которых ребёнка что-то испугало или огорчило. После просмотра хорошо бы обсудить - что понравилось, что не очень в передаче. Желательно договориться с ребенком, что вопросы будут задавать не только взрослые, но и он тоже. Этот вариант обычно вызывает большой интерес детей, они обычно пытаются «поймать» родителей на недостаточной внимательности.


Тактика отучения

Если вы поняли, что телевизор мешает семье, можно избавиться от него или попробовать менее радикальные методы.

  • Просмотр телевизора не должен быть удобным. Перед телевизором не должно быть дивана, он не должен просматриваться с кровати. Перед ним должна стоять не очень удобная, твердая мебель.
  • Можно накрывать выключенный телевизор темным покрывалом, чтобы не напоминать о его присутствии. Часто на форумах в родительских обсуждениях встречается совет убрать телевизор из центра комнаты. Якобы тогда ребёнок будет обращать на него меньше внимания, и ему будет легче забыть о нём. Рационального подтверждения таким предложениям не найдено, но и вреда от них нет никакого, так что, почему бы и не попробовать – убрать телевизор с глаз в какое-то менее заметное место.
  • Запрещать есть, пить за телевизором, чтобы не связывать удовольствие от просмотра со вкусной едой.
  • Не покупать новых телевизоров, не интересоваться новинками в этой отрасли. Нельзя ставить телевизоры во всех комнатах, телевизор должен быть не более чем один на одну квартиру, желательно старой модели. Не следует ставить телевизор в детской комнате: так вам будет намного сложнее проконтролировать время, которое тратит на просмотры ребёнок.
  • Можно отучать от ТВ постепенно. Допустим, сократить просмотр передач на один час в неделю. Следующая неделя – ещё час, и так до тех пор, пока время за просмотром телепередач не станет приемлемым для родителей. Ищите в программе мультфильмы покороче!
  • Телевизор не должен работать в фоновом режиме. Ребёнку будет очень сложно отвыкать от телевизора, если тот будет продолжать работать где-то на заднем плане.
  • Необходимо постараться сделать просмотры телепередач осознанными. Сначала всей семьёй из телепрограммы выбираются телепередачи, которые было бы интересно посмотреть. Семейные просмотры должны происходить строго по этому плану. Такой способ отучения более эффективен, чем простое сокращение времени, просиживаемого перед телеэкраном. Ребёнок должен твердо знать, что телевизор - не средство бездумного проведения досуга, а познавательный инструмент.
  • Научить ребёнка заниматься чем-нибудь интересным или полезным в часы, освободившееся от экранного просмотра.
  • Если вы сами любите отдохнуть перед телевизором, то сложно ожидать, что ребенку захочется вместо просмотра пойти в свою комнату и заняться там чем-то другим. Значит, чтобы отвлечь малыша от телевизора, следует увлечь его чем-то другим. Предложите ему заняться чем-нибудь вместе. Здесь каждая семья должна решить задачу по-своему. Кому-то подойдут дополнительные кружки и секции для ребёнка, для кого-то станут выходом ежедневные продолжительные прогулки. Какие-то семьи сумеют развить интерес ребёнка к хобби, ещё лучше будет, если оно станет общим для всей семьи. Но трудностей на этом этапе ожидается немало, и к ним нужно быть готовым. Замена яркому и зрелищному телевизионному контенту, над созданием которого работают профессионалы, дело далеко не простое, но ведь наше решение отучить – твёрдое, значит, отступать мы не намерены.

С тех пор, как телевизор появился в каждом доме, вокруг голубого экрана разгораются споры – стоит ли смотреть его ребенку, с какого возраста, какие программы? Дарья Васильева обсудила самые популярные вопросы родителей с психологом Алиной Шур и экспертом МГТС Татьяной Мартьяновой .

В каком возрасте можно начинать смотреть ТВ?

«До года лучше вообще исключить телевизор из жизни ребенка, — говорит Алина Шур . — У малыша только начинает формироваться зрение, поэтому резкая смена картинок и яркие цвета могут навредить ему. Тем более он просто не понимает, что происходит на экране и больше ориентируется на звук. Телевизор в качестве досуга для ребенка можно выбирать в возрасте 2–3 лет. Только обязательно наблюдайте, как ребенок реагирует на происходящее на экране. Если при просмотре мультиков он ведет себя неадекватно или становится гиперактивным, лучше заменить такое времяпрепровождение на что-то другое».

Как долго можно смотреть телевизор?

Для детей от 2 до 3 лет - не больше 15–20 минут в день.
Для детей от 3 до 7 - 30 минут в день.
Дети старше - не больше 40–50 минут в день.

Насколько близко ребенок может сидеть к телевизору?

Расстояние до телевизора должно составлять от 2,5 до 3 метров. Чем больше размер экрана, тем дальше должен сидеть ребенок. При этом следите, чтобы малыш был прямо напротив экрана, а не под углом.

Как понять, что канал можно смотреть ребенку?

«Перед тем, как включать ребенку какой-то канал, самостоятельно изучите контент, — отвечает эксперт МГТС Татьяна Мартьянова . — На всех программах и мультфильмах должны быть возрастные маркеры: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Они созданы для того, чтобы оградить ребенка от негативного влияния информации. Также обращайте внимание, чтобы на канале были не только мультфильмы, но и обучающие передачи, где малышам объясняют, какие бывают цвета, объемы и размеры, а детям постарше - темы из школьных предметов и особенности природных явлений, рассказывают про музыку и искусство».

Недетский контент всегда можно ограничить с помощью функции «Родительский контроль», которая либо встроена в телевизор, либо предоставлена вашим оператором цифрового ТВ. Если ребенок попытается переключиться на канал с запрещенной возрастной маркировкой, система потребует ввести пин-код.

Maxpixel.net

Можно ли за хорошее поведение наградить ребенка просмотром ТВ?

Можно, только делайте это правильно. Как надо: «Спасибо, что помог мне помыть полы в квартире. Давай с тобой вместе посмотрим мультик». Как не надо: «Съешь суп, и я разрешу тебе посмотреть телевизор» - такая неправильная мотивация может стать причиной нарушения пищевого поведения.

Как подобрать правильный мультик для ребенка?

При выборе мультфильма руководствуйтесь следующими правилами:

  • Мультик соответствует возрасту малыша.
  • Транслирует правильные и понятные ценности, а не поощряет жестокость и агрессию.
  • Развивает, учит новому и вдохновляет на полезные действия.
  • В мультфильме нет резкой смены кадров и контрастных цветов.
  • Есть положительные герои, которые учат помогать и уважать.

У просмотра ТВ существуют плюсы?

  • На телевидении много образовательных программ, которые в увлекательной форме рассказывают о сложных вещах. Такие программы развивают кругозор ребенка и дополняют знания, полученные в школе или детском саду.
  • Правильно подобранный любимый герой может вдохновить ребенка стать лучше, сильнее и умнее.
  • Просмотр ТВ с родителями и обсуждение увиденного развивает в ребенке способность четко формулировать свои мысли и анализировать.
  • Красиво нарисованные мультфильмы развивают у ребенка чувство прекрасного.

Телевизор может негативно повлиять на ребенка?

  • Долгий просмотр ТВ вредит зрению и приводит к снижению двигательной активности, которое может вызвать риск ожирения.
  • Если ребенок смотрит много мультфильмов с жестокими сценами и негативными персонажами, которых никто не наказывает, он начинает думать, что такая модель поведения приемлема.
  • Неправильно подобранный контент на ТВ может привести к заторможенному развитию ребенка. Например, если ребенок в 10 лет постоянно смотрит «Свинку Пеппу», которая больше подходит для детей 3-летнего возраста.
  • Из-за плохо переведенных фильмов в речи ребенка могут появиться неправильные слова, ударения и обороты.

Можно ли оставить ребенка наедине с телевизором?

Лучше смотреть телевизор вместе с малышом. Во-первых, вы будете знать, что он смотрит, и сможете контролировать контент. Во-вторых, вместе с вами просмотр мультфильма или развивающей передачи станет в разы полезнее. Если ребенок чего-то не понимает, он может обратиться к вам. После просмотра обязательно задайте малышу вопрос, понравился ему фильм или нет. Как он считает, правильно ли поступил тот или иной герой. Обсудите ситуации и персонажей, попробуйте провести параллель с героями других мультфильмов или реально существующими людьми. Мотивируйте ребенка высказывать свое мнение.

Если хотите регулярно получать наши статьи - присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…