Советская школьная форма начальная школа. Школьная форма, о которой мы ничего не знали (25 фото). Что входит в комплекты

31.01.2024 Платья

Предназначался один-единственный вариант костюма по твердой цене, лишь девочки иногда имели выбор фасонов платья или фартука. Но чаще всего в завозили одинаковые товары, все их и покупали, и дети в друг от друга вообще ничем не отличались.

Что могли выбрать девочки

Девичья школьная форма – это платье и . Платье было только коричневого цвета, и шилось оно из тонкой шерстяной ткани. Фасоны были однообразными, модельеры предпочитали прямой крой. С воротником-стойкой такие платья стоили примерно 8-10 рублей, цена конца 70-х. Платья с юбкой в складку шились довольно редко, и их было трудно достать. Это был настоящий дефицит! Смотрелись они очень и стоили дороже - примерно рублей 15 рублей,. Кстати, обе эти модели платьев, прямая и в складку, могли быть как со стойкой, так и с отложным воротником. На цене этот факт особо не сказывался.

Форма была отличным вариантом сгладить различия между материальным положением семей.

Обязательно нужно было купить два фартука, один – черный, другой – белый. Черный фартук был сшит так же, как и платье, из высококачественной шерстяной ткани, стоил примерно 3,5 рубля в ценах 70-х, а белый шился из ткани х/б, стоил он немного дешевле - в районе 3 рублей. К платью обязательно покупались манжеты и воротнички белого цвета, пришивать их нужно было самостоятельно. Стоили они недорого, от 50 копеек - простенькие, из обычной белой ткани, до рубля - более изысканные, сделанные из кружев или шитья. Их зачастую делали самостоятельно, из шелковой ленты для воротника-стойки сделать воротничок не составляло проблем, стоимость тогда оказывалась не выше 10 копеек.

Школьная форма для мальчиков

В СССР школьная форма для мальчиков не отличалась особыми линиями, это была обычная брючная пара. В 50-х носили с брюками куртку, но позже ей на смену пришел пиджак. Цвет такого наряда был только синий, на рукаве была эмблема из клеенки с открытой книгой на фоне восходящего солнца. Краска наносилась непрочная, после стирки обычно облезала, тогда эмблему просто отпарывали.

Стоил такой костюм 17 рублей 50 копеек. Цены середины 70-х.

За счет низкой цены большие размеры были дефицитом, их покупали себе взрослые мужчины.
Нужны были еще и рубашки, они могли быть разными, но не броскими. Можно было ходить в школу и в пионерской форме. Девочки могли использовать юбку, но без рубашки, а с кофтой или свитером. В зимнее время было отличным вариантом. Цена пионерской формы тоже была невысокой, юбка стоила примерно 4 рубля, рубашка – 3 рубля. Она была единой для мальчиков и девочек, отличалась лишь цветом, чаще была белой, но иногда встречалась голубая.

Завтра Первое сентября!!! Навеяло... Пересмотрела много материала, решила как-то скомпоновать. Вот, что получилось

История школьной формы в СССР и Р оссии

Если вспоминать советские времена и школьные годы, то у многих сразу возникают ассоциации со школьной формой. Некоторые припоминают ее коричневой с белыми воротничками, некоторые синей. Одни вспоминают нарядные белые переднички, а другие - большие банты на голове. Но все согласны с тем фактом, что в советское время школьная форма была обязательной, и вопрос о том, носить форму или не носить, не подлежал обсуждению. Наоборот, за несоблюдение школьной дисциплины строго наказывали. Память о школьной форме СССР живет до сих пор.

У школьной формы в России богатая история.

До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей: дворян, интеллигенции и крупных промышленников.
Точная дата введения школьной формы в России 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
До 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.


В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1896году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет — коричневый (кофейный), 9 - 12 лет — голубой, 12- 15 лет — серый и 15 - 18 лет — белый.


Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды:
1. «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.
2. темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
3. По праздникам - белый фартук. Девочки обязательно носили косы с бантами
Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения.
Например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних - почти цвет морской волны, а у выпускниц - коричневый. А воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц: для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.


Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой: «Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.»
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

1945 г. М. Нестерова. "Учись на отлично!"


Кадр из киноф-ма "Два капитана"

Период "бесформенности" длился до 1948 года. Школьная форма становится вновь обязательной. Новая форма напоминала старые формы гимназистов. Отныне мальчики обязаны были носить серые военные гимнастерки с воротничком стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником, завязывавшимся сзади на бант. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки). Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.

Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.



Пионерский галстук нужно было уметь правильно завязывать.

Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи» :





Просуществовала первая советская школьная форма до 1962 года. В 1962 учебном году в мужской школьной форме уже исчезли фуражки с кокардой, поясные ремни с большой пряжкой, гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.




На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

Обязательным дополнением к школьной форме остались октябрятский и комсомольский значки. У пионеров к пионерскому галстуку добавился значок. Появились другие виды значков, в том числе наградные и памятные.



Школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника», а также в фильмах «Денискины рассказы», «Старик Хоттабыч» и др.





В журнале "Модели сезона" за 1968 г. описывается новая школьная форма, которая "вот-вот должна была быть введена в качестве обязательной во всех советских школах".

В СССР школьная форма несколько раз менялась, и я буду вспоминать свои 80-е.
У девочек классическое коричневое платье с воротником, фартуком и манжетами обладало неким разнообразием вариаций (например, воротничок мог быть «рубашечный» или «стоечка»). Фартуков (или передников, как их еще называли) было два - черный для повседневной носки и белый для праздничных линеек, и завязывались они сзади на бант.
Изначально фартуки были предметом предохранения платьев от чернильных пятен (чтобы стирать надо было в случае чего не всё платье) а потом этот аксессуар закрепился уже в виде традиционного. Он был самым главным украшением девчачьей школьной формы, поскольку фасоны фартуков различались. А еще разнообразные кружевные воротнички и манжеты, которые подшивались к платьям.

.
Некое разнообразие передников и манжет с воротниками позволяло школьницам не выглядеть «инкубаторскими». При этом некоторые девочки к апрелю-маю еще переходили на платья с короткими рукавами - уж не знаю то ли «второй комплект» у них был, то ли у имеющегося рукава подрезали.
.

А еще девочкам позволяло отличаться то, что в разных советских республиках школьная форма была разная, и носить форму других республик не запрещалось. Более того, это было очень модно и считалось своеобразным шиком. А сверхкруто считалось иметь форму социалистических стран.
По модели девчачья форма старшеклассниц середины 80-х так отличалась по республикам СССР:
- девчонки в РСФСР имели костюм-тройку: юбку-трапеции со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетку (в районах Сибири, Крайнего Севера и почему-то Ленинграда с 1988 года было девочкам разрешено зимой носить брюки).
- форма УССР представляла собой длинную широкую юбку и блузу-пиджак с поясом;
- в БССР форма была в виде сарафана с низом из юбки в складку,
- и так далее по республикам: юбки «полусолнце», юбки-плиссе, а в Прибалтике, например, юбки были в темную крупную клетку.

Александр Васильев («Сплин»), 1982 год

Наиболее распространенная мальчишечья советская школьная форма для младших и средних классов состояла из брюк и куртки синего цвета, которая имела сходство с классической джинсовой курткой. А еще на боковой части рукава имелась нашивка-эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
После стирки эта краска на нашивке начинала стираться, и обычно эмблему спарывали (был еще вариант - спороть верх эмблемы, и тогда появлялся дополнительный кармашек для автобусного талончика). А еще эти нашивки иногда враги разрисовывали шариковыми ручками, пока ты занимался физкультурой.

.
Ну и дополнением к школьной форме полагался октябрятский, пионерский или комсомольский значки и пионерский галстук (правда многие втыкали в воротники курток еще и булавки, и всякие разноцветные диоды-триоды).
А пуговицы на этой форме были алюминиевые белые, алюминиевые позолоченные, и (редкость) пластмассовые синие. Алюминиевые белые пуговицы имели одну особенность - если их посыпать мелом и потереть по коже, то получался замечательный синяк очень похожий на настоящий.

С восьмого класса школьникам была положена взрослая школьная форма, напоминающая мужской брючный костюм. Она имела одну особенность - в отличии от девчоночьей школьной формы не мялась (у девочек после уроков юбки вечно выглядели) помятые.
А еще все предметы школьной формы продавались отдельно, и если у старого пиджака залоснились рукава, то можно было купить новый пиджак без брюк. Или наоборот - брюки без пиджака. Стоила школьная форма в комплекте кажется рублей 30 (так во всяком случае вспоминает моя мама).
Носить под форму мальчикам полагалось однотонную рубашку, но носили и рубашки в клетку, и водолазки. В старших классах под рубашки разрешали цеплять взрослый неяркий галстук.


Мальчишечья украинская школьная форма середины 80-х сильно отличалась от российской и цветом, и покроем - она изготавливалась из плотной шерстяной ткани жуткого коричневого цвета, с двумя вариантами верха: куртка или пиджак. В теплое время года в ней было жарковато, и я её терпеть не мог (а еще на ней, в отличии от российской, отсутствовала нарукавная эмблема, пуговицы были не алюминиевые, а какие-то другие и на них иногда было написано «Школа»).
Родственники, и знакомые родителей из России каждый год пересылали мне синюю московскую форму (чтобы хоть как-то отличаться от однокласснков). А вот мои сверстники из РСФСР считали иначе, и мои родители постоянно покупали детям родных и знакомых в России украинскую школьную форму.
Впрочем, концу школы я на форму вообще забил и ходил в любых брюках и пиджаках. В джинсах, правда, не рисковал - с этим у нас было строго, и на уроки в джинсах не допускали. А еще школьную форму разрешали не носить толстякам чуть ли не с первого класса - на них не было размера.

Девчонки также жаловались на то, что в их форме летом было жарко, а зимой холодно. А еще их «доставало» каждые выходные отпарывать эти белые манжеты, вручную их стирать, а потом пришивать заново.
Может, эти платья и шили из неудобной ткани, но смотрелись они, по-моему, очень даже красиво. Сексуально, я бы сказал. В старших классах у девочек с нормальными ногами платье заканчивалось где-то на середине бедра, а то и чуть ли не на попе. Во всяком случае ни одного платья ниже колен у стройных старшеклассниц, я не что-то не припомню.

Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено в начале 90-х. Девочкам разрешили носить плиссированные юбки, жилетки и блузки. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Школьный вальс» и «Плюмбум, или Опасная игра».
В середине 70-х годов мальчики носили брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. Форма для девочек практически не менялась на протяжении всего советского времени - классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, белые воротнички и манжеты.

1979 год. Ученики средней школы несут ведра после уборки класса

1975 год. Урок химии в средней школе № 35 в Москве
В 70-е форму разделяли на учебную и пионерскую. У мальчиков - синий полушерстяной костюм. Пионерская форма у девочек включала юбку синего цвета и белую блузку с эмблемой на рукаве плюс пилотку и пионерский галстук. Ее надевали по торжественным случаям. Позже требования смягчили. Юбка могла быть любого цвета и фасона (но однотонная), блузка - без эмблемы. И эту форму стало можно носить каждый день. У мальчиков пионерская форма получалась из обычной минус пиджак плюс пилотка, а рубашка - с пионерской эмблемой на рукаве.




Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу в сером полушерстяном костюме - брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка.




Кадры из фильма «Внимание, черепаха!» Ролана Быкова

Первоклассники в День знаний

1967 год. В школьной столовой одной из московских школ


1962 год. Первоклассники одной из школ Киевского района столицыю.
В 1948 году было решено вернуться к образу школьной формы дореволюционной России: коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам: школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.





1955 год. Первоклассник хвастается новой формой перед дворовыми друзьями

История школьной формы в России берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено „Положение о гимназической форме для девочек ”.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.

Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.


Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.


В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды » стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек - в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е : Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса ). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.

Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия . Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.

Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей.

1. Социальное значение школьной формы
Социальное значение является одним из важных значений в ношении школьной формы, так как именно она решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников - социальное неравенство и распри в детской среде, которые молодые люди проявляют в демонстрации своих дорогих нарядов.

Форма, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

2. Дисциплинирующее значение школьной формы
Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.

Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше, способствует формированию ума и тела - это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

3.Эстетическое значение школьной формы
Эстетика одежды как ничто другое конструирует окружающий мир человека - указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры - она отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.

Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

4. Имиджевое значение школьной формы
Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус.

Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о его принадлежности к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей, как в стенах образовательного учреждения, так и за ними, так как наличие формы в настоящее время - является показателем высокой корпоративной культуры.