Выражения лица, эмоции которые при этом испытывает человек. Узнай лжеца по выражению лица. Описания внешних проявлений эмоций Выражение лица при различных эмоциях

15.08.2023 Волосы

Кем вы являетесь: утаивателем или саморазоблачителем? Это первые два стиля выражения эмоций, они определяются просто тем, какое у человека лицо - выразительное или невыразительное. Нередко люди думают, что выразительность зависит от статичных сигналов лица - от того, имеет ли человек большие глаза, красивые скулы и т. п. Однако все это имеет мало значения. Большие темные брови действительно могут сделать выражение вашего лица заметнее, но более важными факторами являются быстрые сигналы лица. Другими словами, управляете вы движениями своего лица или нет? Возможно, вы знаете людей, у которых на лице редко отражается то, что они чувствуют. Это не значит, что они намеренно пытаются обмануть вас и скрыть свои эмоции; на самом деле они просто редко проявляют свои чувства на лице. Но есть люди, полностью им противоположные - вы всегда знаете, что они чувствуют, потому что это «написано» на их лицах. Они, подобно детям, по–видимому, не могут модулировать выражения своих эмоций. Случается, что и вас, и самих этих людей приводит в замешательство то, что их чувства всегда оказываются на виду. Они зачастую нарушают правила отображения эмоций на лице, действующие в данной культуре, но они просто не в состоянии контролировать свои эмоции.

Саморазоблачители обычно знают об этом; они понимают, что могут попасть в беду (по крайней мере это не исключено), из–за того что открыто проявляют свои чувства. Они утверждают, что просто ничего не могут поделать с этим. Утаиватели также знают о своей характерной особенности, хотя и не всегда.

Можете ли вы не знать, что выражает ваше лицо? Невольные экспрессоры не знают, что они отображают на лице испытываемое ими чувство. Если вы невольный экспрессор, то вам, возможно, приходилось удивляться тому, что другие люди знают об испытываемом вами гневе, страхе или печали. Если ваш друг является невольным экспрессором, то он может поинтересоваться, что вам удается узнать, что он чувствует в данный момент. Ведь сам он ничего не знает о том, что отражается на его лице. Невольные экспрессоры обычно имеют свою специализацию; они неосознанно проявляют на лице только одну–две эмоции.

Выглядит ли ваше лицо нейтральным, когда вы думаете, что вы проявляете гнев (или страх и т. п.)? Неэффективные экспрессоры убеждены в том, что они проявляют эмоцию на лице, когда фактически их лица имеют нейтральное или неопределенное выражение. Подобно невольному экспрессору неэффективный экспрессор также имеет свою специализацию. Существует какая–то конкретная эмоция, которую он не в состоянии выразить на лице, когда думает, что делает это вполне успешно. Если вы неэффективный экспрессор, то, возможно, вы узнаете об этом из комментариев других людей. Вам могут сообщать, что вы выглядите не так, как сами об этом заявляете, что выражение на вашем лице не соответствует тому чувству, которое вы, по вашим собственным словам, испытываете, и т. п. Однако мы подозреваем, что большинство неэффективных экспрессоров не знают о такой своей особенности.

Выглядите ли вы испытывающим отвращение, когда в действительности испытываете гнев и думаете, что выглядите разгневанным? Или вы кажетесь другим печальным, когда вы испытываете гнев, или разгневанным, когда испытываете печаль, и т. п.? Подменяющий экспрессор заменяет внешнее проявление одной эмоции проявлением другой, не зная того, что он это делает.Такой человек думает, что его лицо выражает именно то, что он чувствует, и его нелегко в этом разубедить. Например, мы показывали подменяющим экспрессорам видеозаписи выражений их лиц, когда они испытывали гнев или пытались выглядеть разгневанными, и говорили им, что они выглядят печальными. Глядя на видеозаписи выражений своего лица, они обычно не соглашались с нашими утверждениями и настаивали на том, что их лица выглядели именно разгневанными, а не печальными. Разубедить их в этом удавалось лишь тогда, когда мы показывали им, что большинство других людей, видевших эти видеозаписи, также называли их лица печальными.

Случалось ли вам замечать, что какая–то часть вашего лица постоянно отражает след одной и той же эмоции, в то время как на самом деле вы ее не испытываете? Вместо того чтобы выглядеть нейтральным, лицо зацикленного экспрессора может выглядеть немного печальным (уголки рта слегка опущены или внутренние уголки бровей слегка подняты), или удивленным (брови слегка подняты), или выражающим отвращение - презрение (верхняя губа слегка приподнята), или разгневанным (брови немного опущены или губы слегка сжаты), или обеспокоенным (брови слегка приподняты и сведены вместе). Подобное выражение «замороженного чувства» может возникнуть в результате прихотей природы. Например, лицо человека может быть «сконструировано» именно таким образом. Или оно могло стать таким в результате укоренившейся привычки поддерживать легкое напряжение лицевых мускулов в то время, как человек не переживает никакой конкретной эмоции. Люди, относящиеся к категории зацикленных экспрессоров, обычно не знают об этом.

Проявляется ли ваша начальная реакция практически на любой раздражитель в виде выражения удивления, обеспокоенности, отвращения и т. п.? Всегда готовый экспрессор проявляет одну из этих эмоций в качестве первой реакции практически на любое событие или ситуацию. Его всегда готовое выражение заменяет испытываемое в действительности чувство, которое может проявиться позднее. Например, всегда готовый экспрессор может делать удивленное лицо при получении и хорошей новости, и плохой новости, и провоцирующего гнев заявления, и угрозы и т. п. - что бы ни происходило, выражение удивления всегда появляется у него на лице в первую очередь. «Дежурной» может быть любая из эмоций, рассмотренных нами ранее, или эмоция может проявляться только в какой–то области лица, например в виде удивленных бровей, сморщенного от отвращения носа ит. п. Всегда готовые экспрессоры, вероятно, плохо осведомлены о своем специфическом стиле выражения эмоций на лице.

Последний стиль выражения эмоций на лице демонстрируют так называемые переполненные эмоцией экспрессоры. Такие люди всегда проявляют одну или две эмоции в совершенно особой манере - практически все время. Они ни на мгновение не испытывают нейтрального чувства; переполняющая их эмоция является неотъемлемым элементом их эмоционального состояния. При возникновении какой–то новой эмоции и она оказывается «окрашенной» переполняющей эмоцией. Например, если человек переполнен чувством страха, то он все время выглядит испуганным; если он начинает испытывать гнев, то выглядит разгневанным и испуганным или, что еще более вероятно, страх перекроет гнев, по крайней мере страх отобразится на внешнем виде этого человека. Мы встречали переполненных эмоцией экспрессоров только среди людей, переживающих острый душевный кризис или трудный жизненный период. Эти люди и окружающие их люди прекрасно знают о переполненности каким–то одним чувством.

Ваши собственные выражения лица, возможно, соответствуют какому–то из этих восьми стилей только в минимальной степени. Вы можете быть невольным экспрессором страха, но только когда вы испытываете стресс. Или вы можете быть неэффективным экспрессором гнева, но только когда имеете дело с людьми власть имущими. Вы можете быть подменяющим экспрессором, но в такой слабой степени, что это не будет заметно. Каждый, возможно, проявляет один из этих стилей слабо или в течение какого–то времени. Однако у некоторых людей тот или иной из этих стилей может проявляться довольно отчетливо и заметно окрашивать выражения эмоций на лице. Если это характерно для вас, то вам важно знать об этом, чтобы представлять, какие выражения на вашем лице могут видеть другие люди. Если вы переполненный эмоцией экспрессор или саморазоблачитель, то вы, вероятно, уже знаете об этом (как и все, кто знает вас) и поэтому нет необходимости привлекать к этому ваше внимание. Но если же для вас характерны один или несколько из остальных шести стилей, то вы можете и не знать об этом, а выяснить это непросто.

Идеальная процедура выяснения этого вопроса будет заключаться в том, чтобы сделать видеозаписи ваших выражений лица в разных жизненных ситуациях и попросить эксперта по выражениям эмоций на лице изучить эти записи и дать им свою оценку. Тем не менее мы уверены, что такая оценка окажется для вас очень полезной и что благодаря ей вы сможете узнать достаточно много нового о себе. Даже если у вас нет отчетливого стиля, вы все равно узнаете много о своем лице и о том, как распознавать эмоции на лицах других людей.

Узнать больше об эмоциях и о том как они проявляются на лице человека и в его поведении, что обозначают различные эмоции и как определить ее искренность, вы сможете из материалов .

Всегда считалось, что выражение лица отражает наши чувства. BBC Future рассказывает , почему не все так просто.

Мимика не отражает эмоции

В 2015 году Карлос Кривелли провел исследование мимики в Папуа-Новой Гвинее. Он показывал жителям островов Тробриан (архипелаг в юго-западной части Тихого океана) фотографии, на которых люди выражали разные эмоции. Островитяне должны были определить, какие именно чувства отражены на снимках. Традиционное для западного мира выражение страха (широко раскрытые глаза и открытый рот) жители островов восприняли как агрессию и угрозу.

Получалось, что выражение страха не является универсальным, как нам могло казаться раньше. По одной из новых теорий, мимика вообще не отражает эмоции человека. Она свидетельствует о намерениях людей и их социальных целях.

Лицо следует воспринимать «как дорожный знак, который регулирует движение», говорит Алан Фридлунд, профессор психологии из Калифорнийского университета Санта-Барбары (США). Он провел исследование в соавторстве с Кривелли. Ученые пришли к выводу, что у мимики куда более утилитарное применение, чем принято считать: «мимика – способ социального взаимодействия».

Но это не значит, что мы всегда манипулируем окружающими, подбирая разные выражения лица под конкретные ситуации (хотя бывает и так). Улыбаться и хмуриться можно и инстинктивно. Мимика – это, скорее, не отражение нашего внутреннего состояния, а сигнал, который мы посылаем окружающим. Так человек пытается донести какое-то сообщение.

Профессор эволюционной психологии Бриджет Уоллер считает, что «лицо дает важную информацию и отправителю, и адресату. Это единственная причина, которая объясняет эволюцию мимики». Несмотря на то, что теория кажется очевидной, ученые долго шли к ней.

Одинаковые лица

Идея, что эмоции инстинктивны и чаще всего отражаются на лице, глубоко укоренена в Западной культуре. Древние греки называли эмоции «страстями» и считали их противоположностью разуму. А в XVII веке Рене Декарт описал шесть основных страстей и то, как с ними можно совладать при помощи разума. Художник Шарль Лебрен затем определил, как эти эмоции отражаются на лице и детально описал выражение для каждой декартовой страсти.

В 1960-70-х годах научные исследования также подтверждали, что выражение некоторых эмоций универсально по всему миру.

Исследователь Пол Экман путешествовал по миру и показывал людям фотографии с разными эмоциями на них. Некоторые выражения лиц распознавали люди всех культур. Это счастье, отвращение, страх, грусть и злость – базовые эмоции.

Сегодня результаты исследований Экмана используют и при создании детских мультфильмов (где герои хмурятся и улыбаются, выражают самые простые эмоции), и в программе правительства США для выявления потенциальных террористов.

Но у работ Экмана были критики. Например, Маргарет Мир. Она считала, что мимика – это набор приобретенных моделей поведения и что человек учится выражать определенную эмоцию, а не рождается с этим навыком. Еще одним критиком был уже знакомый нам Фридлунд, который успел написать вместе с Экманом две статьи, но потом разочаровался в его идеях.

Сложнее, чем в мультиках

Новые исследования ставят под сомнение два основных положения теории эмоций:

1. Некоторые эмоции могут распознать люди из любой точки мира.

2. Мимика – это достоверное отражение внутреннего состояния человека.

Кривелли, о котором мы говорили в начале материала, провел месяцы, изучая мимику тробрианцев и мвани (это коренное население Мозамбика). Ученый пришел к выводу, что оба народа воспринимают эмоции не так, как представители западного мира.

Это касалось не только страха, но и улыбки. Только небольшой процент аборигенов ответил, что она отражает счастье. Половина респондентов сказали, что улыбка отражает «смех» – они назвали действие, но не эмоцию. Африканцы также отвечали, что улыбка отражает «магию привлечения». Это особая эмоция у тробрианцев, которую Кривелли описал как «восторженное очарование» или чувство, вызываемое магией.

Американский психолог Мария Женрдон провела похожее исследование с коренными народами Намибии и Танзании. Респонденты не описывали эмоцию, а называли действие, которое они видят на фото, либо называли причину, которая могла вызвать эту эмоцию (например, чья-то смерть могла вызвать грусть).

Ученые не смогли понять природу мимики – выражает ли она внутреннее состояние человека и одинакова ли она для всех людей. Осложняет исследование и то, что порой человек может неправильно интерпретировать выражение лица.

Научиться читать мысли людей легче, чем может показаться сначала. О том как читать мысли по направлению взгляда и по жестам, позе, поведению уже говорилось в статье “Найти подход и убедить”.

В каких случаях полезно и интересно понимать мысли, чувства, эмоции по выражению лица :

1) В повседневной жизни для понимания мыслей и чувств малознакомых или совсем незнакомых людей. В ситуации, которая требует быстрой и правильной реакции, а, как вы уже знаете, эмоциональный интеллект , т.е. понимание и правильное реагирование на чувства и эмоции другого человека, за счет понимания своих мыслей и чувств, имеет даже большее значение в достижении успеха, чем классический IQ.

2) Молодых людей на этапе знакомств и свиданий очень волнуют чувства и мысли любимого человека, для них важно понимание другого и чего он хочет. Умение расшифровывать выражение лица избавит их от лишних переживаний и головной боли. Эти же знания необходимы и супругам, особенно в первые годы совместной жизни.

3) При общении с ребенком-подростком. Подростковый кризис – время тревог и недопонимания, подросшие дети отдаляются от родителей и последние теряются в догадках, не представляя, что творится у них в голове.

А теперь немного систематизируем информацию о чувствах и их выражении.

На следующей картинке слева направо и сверху вниз изображены эмоции: страх, злость, отвращение, радость, нейтральное состояние, грусть, удивление.

В следующую таблицу собраны мимические коды эмоциональных состояний, помогающие понять мысли и чувства человека.


На первый взгляд ничего сложного, мы пользуется своим умением "читать" мысли и чувства каждый день, даже не осознавая того.

Особенно легко удается понимать эмоции другого человека женщинам, в следствие особенности строения и функционирования их мозга и необходимости понимать состояние новорожденного и детей без слов.

Известно, что эмоции – это субъективные реакции человека на внешние или внутренние (психологические) раздражители, которые проявляются выражением чувств на соматическом уровне. Эти проявления выражаются «сигнализацией» человека о своем состоянии при общении в виде жестикуляции, учащенного дыхания, изменения цвета кожи, повышенного потоотделения, дрожи и определенноймимики лица. Именно лицо является частью тела, в полной мере отражающей испытываемые эмоции. Эмоции проявляются на лице благодаря сокращениям лицевых мышц, большая часть которых находится под кожей. За конкретные выражения лица «ответственны» определенные мышцы. Например, большая скуловая мышца – мышца улыбки. Сокращаясь, она оттягивает угол рта кнаружи и вверх. Бровная мышца, сокращаясь, придает лицу выражение недовольства, агрессии. Лобная мышца придает выражение удивления или осуждения.

Выражения лица могут быть симметричными, асимметричными, а иногда – односторонними (при параличе лицевого нерва). Кроме того, выражение «первичных» эмоций (у новорожденных), относится к разряду врожденных, неосознанных. Они характерны для всех людей, независимо от этнической принадлежности и социального происхождения.

Не редко встречаются и «комбинированные» выражения лица, отражающие одновременно несколько эмоций: страх и удивление, гнев и отвращение, радость и изумление. Степень выражения эмоций на лице может быть различной – от «нейтральной» до ярко выраженной, экспрессивной, а также естественной (искренней) и искусственной (натянутой). Кроме того, на лице отражается не только эмоциональное, но и физическое состояние человека: усталость, сонливость, беспокойство, тоска, страдание.

Мимика мужчин и женщин в принципе одинакова, но все-таки, есть определенные отличия: женщины слабее проявляют иронию, но при этом глубже выражают боль и разочарование. Существуют некоторые различия в мимике у представителей разных рас, которые объясняются различиями в строении черепа и мышц лица.

Наибольшими доминирующими возможностями выражения чувств являются глаза и губы. Только движением бровей и губ можно выразить целую гамму чувств. Нахмуренные, опущенные вниз брови вызывают образование вертикальных морщинок в области переносицы, над корнем носа. В результате создается впечатление агрессивности в отношении других людей. Приподнятые вверх брови могут передать удивление, изумление, ожидание, беспокойство, а их сближение – тревогу и боль. Поднятая одна бровь отражает удивление, сомнение, вопрос, а одновременное поднятие бровей у переносицы – страдание, мольбу, экстаз. Мимикой нижней части лица «ведают» губы, приводимые в движение многими мышцами.

Различные типы выражения лица

Схематично можно выделить три основных типа выражения лица (рис. 49). В каждом присутствует определенная доминанта.

Нейтральные выражения лица. Мышечное сокращение и соответственно «экспрессивные» кожные складки отсутствуют. Безмятежность, решительность, слабо выраженное внимание.

Выражение позитивных чувств . Лицо разглаживается как бы под действием центробежных сил. Например, растягиваются губы, разглаживаются веки, удлиняются брови. Таким образом, на лице проступают оптимизм и положительные эмоции: смех, улыбка, восхищение, радость. Создается впечатление, что человек находится в полной гармонии с окружающим миром, он «открыт» ему.

Выражение негативных чувств. Лицо «сжимается», его черты концентрируются, как бы под действием центростремительных сил. Это находит свое выражение в опускании бровей и век, вытягивании носа. На лице проступает пессимизм и негатив: страдание, боль, жалость, отвращение, грусть, скептицизм, угроза, гнев.

Рис. 49 Схематичное изображение трех основных

типов выражения лица

Человек испытывает страх перед агрессивностью окружающего мира или сам угрожает окружающим его людям. Он «закрывается» в целях самозащиты. Под действием сильных эмоций: гнева, страданий, ужаса, огромного физического усилия – ноздри расширяются и приоткрывается рот. Это обусловлено частично физиологическими причинами – в таком состоянии человек нуждается в притоке воздуха. На лице проступает угроза или страдание.

Многие специалисты, занимающиеся исследованиями в области анатомии, этологии и психологии, предпринимали попытки классифицировать основные типы эмоций, их особенности и их проявления на лице человека. Наиболее известной является классификация Экмана-Фризена (1976-1984 гг.). Согласно этой классификации выделяют шесть основных эмоций: удовольствие, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть, а также – интерес и боль.

Термин «основные» эмоции предполагает, что они являются «врожденными», «невольными», характерными для всех людей с рождения. Они проявляются постепенно, по мере приобретения жизненного опыта, буквально с первых месяцев жизни. Например, к трем месяцам на лице ребенка читается и недовольство, и грусть, и обозначается улыбка. Между тремя и шестью месяцами появляется и выражение гнева. Между пятью и девятью месяцами на детском личике можно увидеть и выражение страха.

Мы видим миллионы глаз, ртов, носов, ушей и подбородков в этом мире, и каждый из них особенный. При этом, чтобы рисовать мультяшные лица, достаточно знания основ. Как только вы их освоите, добавьте к этому понимание глубины, затем следите, чтобы рисунок головы выглядел объемным (3D), а также овладейте техникой прорисовки из любого ракурса. Если вы умеете все это делать - замечательно! Однако если вы действительно хотите привлечь внимание к своему искусству, вам придется овладеть техникой, которая позволит "оживлять" персонажей с помощью выражения лица!

Кто угодно может нарисовать лицо. Рисуете окружность, добавляете несколько точек и линий - и любой взглянувший на ваш рисунок скажет, что это лицо. С одной стороны кажется, это сделать так легко, а с другой может быть очень сложно, когда появляются чувства и эмоции...

Выражения лица человека

Выражение лица человека, также как и тон голоса, легко изменить. Выражения появляются на лице не только в результате сокращения определенных мышц; на самом деле одновременно сокращаются одни мышцы, а противоположные им расслабляются. Например, одни и те же группы мышц задействованы и в смехе, и в улыбке, однако с разной интенсивностью.

Если я попрошу вас точно назвать все чувства, которые вы видите на картинке внизу, что вы скажете?


Я знаю, что вы ответите. Вы наверняка скажете, что видите изображение спокойствия и размышления. Возможно он о чем-то задумался. В действительности все не так! На этой картинке мы видим полное отсутствие эмоций, так как не задействован ни один мускул. Так как нет эмоций, наверное самым лучшим описанием станут слова "спокойное" и "расслабленное".

Совершенно естественно использовать это выражение в своих рисунках. Почему бы нет? - у 80% людей именно такое выражение лица большую часть дня! Однако у людей такое выражение лица только, когда они остаются одни. Ведь когда человек смотрит на другого человека, или когда он оказывается в определенной ситуации, неминуемо возникает реакция. А на нее будет своя реакция! В мультипликации мы раздуваем этот эффект до максимума, чтобы нашей аудитории было ясно, какие именно эмоции выражены на лице.

Примитивные эмоции

Примитивные эмоции - это такие эмоции, возникновение которых, мы, человеческие существа, не особенно-то и контролируем. Это значит, что такую эмоцию не легко срежиссировать. Скажем, она возникает внезапно, в ответ на примитивный стимул.

Примитивные эмоции выражаются вне зависимости от нашей культуры, национальности или возраста. Ниже приведу вам примеры самых основных:


  • Радость (1): уголки рта подняты вверх, брови подняты, глаза широко открыты.
  • Гнев (2): уголки рта опущены вниз, брови подняты под углом, а внутренние края опущены вниз, глаза широко открыты.
  • Страх (3): рот слегка перекошен, уголки опускаются вниз, брови подняты вверх, при этом линия бровей неровная, глаза широко открыты.
  • Печаль (4): уголки рта скруглены книзу, внутренние уголки бровей слегка приподняты, верхние веки "нависают" на глаза.

Это примитивные выражения лица, которые довольно часто появляются у нас на лице в течение жизни. Для рисования мультяшных персонажей вам необходимо овладеть этими четырьмя выражениями. На их основе мы можем создать все другие эмоции.

Есть еще пара выражений, их реже относят к примитивным, при этом и они входят в группу основных выражений.


  • Удивление (5): рот маленький, наполовину приоткрыт, брови приподняты, линия бровей слегка неровная, глаза широко открыты.
  • Досада (6): рот искривлен, перекошен, брови приопущены, внутренние кончики бровей направлены вниз, глаза закрыты.

"С какой стати ты отделяешь эти два от первой группы?" - Ответ прост: Если вы обратите внимание, каждое из этих выражений является комбинацией выражений из первой группы.

Теперь, когда вы знакомы с основными выражениями, вы наверняка удивлены, почему их так мало. Все просто: у нас есть первичные цвета , и их достаточно, чтобы смешать какие угодно цвета. Точно так же из примитивных эмоций можно составить и другие выражения лица! Взгляните:

Чтобы создать сонное выражение лица, мы взяли брови из выражения радости и добавили к ним полуприкрытые глаза из печали . Здорово, не правда?


Родственные эмоции

Это еще не все! Можно создать родственные эмоции, достаточно взять наиболее похожую эмоцию и изменить только один элемент в лице, и появится еще одна эмоция!



Заметьте, что в этих двух рисунках был изменен только рот. Мы можем выразить два вида отвращения, изменив одну-единственную часть лица! (подписи на картинке: "Блин!" и "Вонь!") Ниже еще один пример:


Напоминаю, нам достаточно было изменить рот, чтобы создать необходимую эмоцию. (Подписи на картинке: "изумлен", "опасается".)

На этот раз мы слегка перерисовываем рот и глаза, чтобы дополнить вариант основной эмоции. (Подписи на картинке: "изумлен" "в замешательстве").



Эмоции можно прорисовывать не только на основе базовых. Можно нарисовать третий уровень эмоций на основе второстепенных. Посмотрите:


Как и ранее, необходимо было только перерисовать рот. (Подписи: "сонный", "влюбленный").

Потрясающе, правда? С помощью этой техники ваши дизайны можно оживить дюжинами, а может и сотнями эмоциональных лиц!

Эмоции выражающие физическое состояние

Эмоции, основанные на физическом состоянии, полагаются на ту же концепцию базовых эмоций, но их отличие в том, что они могут принимать различные непредсказуемые формы.


Заметьте, что эмоции физического состояния также рисуются на основе примитивных эмоций. Усталость взята из печали .

Эмоцию можно выразить с помощью дополнительного элемента, например капель пота (Подпись: "жара"):



Посмотрим на еще один пример спонтанной реакции, которую мы не особо умеем контролировать. На этот раз нашего персонажа ударило током! Вкратце, он не имеет никакого контроля над своей реакцией!



Когда мы испытываем шок, это сложно контролировать, что дает нам преимущество в рисовании мультяшных персонажей - можно максимально преувеличить это выражение и добиться желаемого эффекта. В этом случае мы значительно увеличили рот.

Обратите внимание, что примитивные эмоции всегда доминируют. Шок, даже в своей неподконтрольной форме, - ничто иное как страх . Что касается эмоций физического состояния, интересно то, что в реальной жизни мы выражаем их, не особо задумываясь, как они возникают, так как мы подвержены внешним факторам и иным условиям.

Сила эмоций и дополнительные элементы

Мультяшные выражения лиц могут меняться и в зависимости от силы выражения. Меняя интенсивность, мы добиваемся очень интересных результатов:




Вегета? (Если вы не в курсе, это персонаж Dragon Ball). (Подписи под картинками: "шок", "огромный шок!")

Помимо интенсивности можно добавить дополнительные элементы, чтобы усилить эффект. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, отлетающих от лица, чтобы подчеркнуть выражение страха. Во второй - высунут язык, чтобы усилить желаемый эффект.



Возвращаясь к страху, давайте посмотрим, как нарисовать более сильное чувству - панику!


Мы увеличили размер глаз и "заставили" персонаж прикрыть свое лицо - в результате получился потрясающий эффект"! Поздравляю! (Подпись под картинкой: "напуган до смерти").

Смена ракурса

Чтобы выражение лица произвело более глубокое впечатление, и чтобы добиться более драматического эффекта, можно сменить ракурс. То есть измените, с какой точки вы смотрите на сцену: вы сможете создавать необычные ситуации. Если вы расположите точку зрения с непривычной стороны, вы поместите своего персонажа в "неудобное" положение. Это придаст сцене больше динамики.


Вот пример того, как смена ракурса влияет на силу выражения.

Заметьте, при ракурсе сверху вниз автоматически создается эффект униженности персонажа, мы как бы "заставляем" его сжаться, он выглядит более хрупким по сравнению с угрозой. В противовес этому, при ракурсе снизу вверх персонаж выглядит более грозным. Выступающий подбородок, ухмылка и дикий взгляд создают идеальную атмосферу для запугивания!

В мультипликации у плохих персонажей зачастую большие нижние челюсти и маленькие глазки. При этом у более слабого персонажа будут крупные глаза и более выразительная, но маленькая нижняя челюсть, а рот обычно расположен ниже у подбородка. Попытайтесь применить эту технику в своих дизайнах, чтобы убедиться самим!

Игра с общепринятыми стереотипами и контекстом

Чтобы создать стереотипного персонажа, можно добавить незначительные элементы, которые дополнят контекст сцены. Некоторые из этих методов могут создать мгновенный эффект, так как мы привыкли держать в себе стереотипную информацию на протяжении всей жизни. На это влияют многие факторы, в частности: кино, телевидение и определенные люди из повседневной жизни.

Возьмем к примеру пьяницу. Спутаные волосы, небритость, тяжелые веки, нехватка зубов, - и перед нами классический пьяница-неряха. Мы растем и привыкаем, что такие черты отличают человека, который долго злоупотребляет алкоголем. Больной человек изображен более пожилым, у него набухший нос. Закрытые глаза и капли слюны указывают на то, что у него что-то не так со здоровьем.



Вот еще один пример. Картинка внизу подходит к разным контекстам. С одной стороны, человек вверху может испытывать серьезную боль, а человек внизу раздираем яростью.



Давайте добавим несколько деталей, чтобы серьезно изменить ситуацию. Видите, что произошло? Достаточно было добавить слезы и платок, и становится очевидным, что оба плачут.


Дополнительные элементы меняют контекст сцены.

Обмен сигналами

Если ко всему перечисленному добавить многочисленные способы, с помощью которых мы обмениваемся специфичными сигналами с другими людьми, наше лицо готовит нам множество сюрпризов. Это происходит потому, что, подобно физическим состояниям, мы не имеем особой власти над такими "знаками". Из-за этого мы порой совершенно неожиданно для себя реагируем, часто поддавшись воле чувств.

Ниже приведен пример "обмена сигналами". Ловелас устремил фатальный взгляд на девицу, чтобы добиться ее своей магией соблазна. Она в ответ бросает взгляд, наполненный страстью. Как вы думаете, она влюбилась в него?



Посмотрим на другой пример. Картинка внизу довольно типична в мультипликации: хорошенькая девочка "строит глазки", благодаря чему она всегда получает то, что хочет, и при этом очень мило выглядит.


Ну кто сможет устоять перед таким хорошеньким личиком?

Изменим контекст. Меняем направление взгляда, и теперь она уже смотрит в сторону от персонажа, находящегося перед ней. Теперь она выглядит более робкой. Здорово, правда?


Помимо нового направления взгляда, мы добавили небольшой румянец на щеки, и теперь перед нами совсем застенчивая девочка.

Заключение

Если вам сложно прорисовывать чувства и эмоции у своих персонажей, один из лучших способов научиться делать это - попытаться самим имитировать эти эмоции. Так вы будете тренировать личное восприятие и добавите новые техники в свой арсенал.

Выражение эмоций и чувств в мультипликации - обширная тема для изучения и заходит далеко за рамки выражений лица. Как сказано выше, мы полностью управляем своими эмоциями до тех пор, пока не теряем контроль над ними; например, пока нас не укусит собака.

Хотите провести эксперимент? Предложите своей семье сфотографироваться вместе и обратите внимание, как они все одинаково улыбаются - это контролируемая эмоция, мы умеем выражать притворную радость, если надо. А теперь хорошенько их напугайте, и вы увидите, как по-разному на их лице отобразится страх!

Надеюсь, теперь вы вдохновлены и готовы попробовать применить то, чему здесь научились - прорисовать разные эмоции на лицах своих персонажей. Не забывайте, что в мультипликации мы преувеличиваем большинство этих выражений; также вам важно понимать хотя бы основы того, с помощью чего эмоции выражаются на лице - так вы поможете своему зрителю увидеть то, что хотите передать.


Ну кто хотя бы раз не воспользовался силой соблазна в попытке завоевать чье-то сердце с помощью взгляда?